Мне припоминается древняя история начала четвертого периода Римской империи. Припоминается эпоха Гракхов (153—121), бедственное положение подавляющего большинства римских граждан того времени и голодные бунты, вспыхнувшие в период великих социальных реформ Древнего Рима.

Отчего взбунтовались тогда римские граждане? Им нечего было есть, поскольку цену на хлеб определяли богатейшие слои Рима, которые захватили в свои руки всю торговлю и промышленное производство, завладели народным имуществом и использовали дешевую силу рабов.
Бунтовал народ римский до той поры, пока не выступил трибун Тиберий Семпроний Гракх. Трибун предложил умерить страдания людей, разделив наследство императора Аттала III, которое тот завещал Римской империи. Владетельным лицам Гракх оказался неугоден и поэтому был убит на рыночной площади своими же приверженцами. Сходную программу выдвинул его брат Гай Семпроний Гракх. Этот трибун предложил умерить рост цен на зерно, продавая его из государственных запасов вдвое дешевле, чем богачи на рынках. Он окончил точно так же, как его брат. После неудачной попытки основать для бедных колонию в Карфагене ему пришлось покончить с собой, а три тысячи его несчастных сторонников были казнены. Таковы исторические реминисценции.
Однако то, что читаешь в газетах нашего времени, отнюдь не история и не воспоминание, а скорее атмосфера сегодняшнего дня.
Голодные бунты в Древнем Риме, рост цен на хлеб, отвергнутые римским сенатом проекты улучшения жизненных условий бедноты...
В этом история повторяется самым блестящим образом. Правда, сторонники Гракха были перебиты. Но те времена минули безвозвратно, господа христианские социалисты?1
Хотя не столь давно на заседании парламента вы отвергли обоснованные требования и предложения депутатов социал-демократической партии,2 однако уничтожить Тиберия Семпрония Гракха вам не дали.
Отчего священники из Тироля и других земель благодатного душевного настроя отвергли такое настоятельное, неотложное предложение? Уж не ради ли симпатии и пристрастия к латыни? Или к правилу: «Не гаси то, что тебя не жжет»?
Математически это можно выразить просто: отношение к проблеме дороговизны равняется соотношению их телесного веса и веса буханки хлеба. Дело это всегда серьезное, если объем мозга во сто крат меньше объема брюха.
И господа венские советники, голосовавшие против предложенного проекта, действовали в силу определенного принципа. Коли я христианский социалист, то рассуждаю следующим образом: «Дороговизна растет на сем грешном свете, и чем больше неприятностей переносит обыкновенный смертный здесь, тем большее блаженство ожидает его в мире ином. Там о дороговизне он уже ничего не услышит».
Выходит, дабы через страдания сделать райское блаженство более доступным широким слоям народа, они сами где только возможно способствуют росту дороговизны.
В этом вопросе между крупным капиталом христианским и иудейским наблюдается полная терпимость.
И если бы в Чехии нашлись капиталисты-мусульмане, одним конкурентом в деле повышения цен у нас было бы больше.
Сегодня приобретешь вещь втридорога, а назавтра не нарадуешься, что по сравнению с новыми ценами купил все же по дешевке.
Да еще всюду натыкаешься на такие объявления: «Цены на мясо снова снижены»; «Мука снова подешевела»; «Продаю в убыток» и так далее.
И при этих-то обстоятельствах во всех партиях объявляются ученые головы, которые с присущей им изысканностью дают советы, как прожить невзирая на всеобщую дороговизну, чем заменить одежду, цены на которую поднимаются не по дням, а по часам, как обойтись без обычного топлива и подешевле приготовить пищу и обогреться, как добыть освещение.
Повсюду растут проявления недовольства и громоздятся груды советов весьма сомнительного свойства.
Всеобщей дороговизной и нищетой можно воспользоваться, дабы потуже набить деньгами карманы.
На богачах не разживешься.
Объявляются современные братья Гракхи, только они не сзывают народ на собрания триб,3 зато собирают подписи на набережной Франтишека.
Право, уже давно пора организовать издание нового юмористического журнала «Для дома, для семьи».
Заодно и снижению дороговизны на пользу пойдет.
Пошлете пану Кочиму две кроны и обеспечите ежедневный обед для шести несчастных за 50 геллеров; кроме того, получите бесплатно журнал «Чешское домоводство», каждый сотый подписант — живого телка, каждый тысячный — если в его семье не более чем шестеро — пожизненный абонемент на обеды.
Итак, женщины, пусть не беспокоит вас происходящее в общественной жизни, получайте себе «Чешское домоводство», прочтите фельетон «О фартуке» и забудьте о вашем социальном движении.
Посредством чтения «Чешского домоводства» вам откроется новое поле деятельности.
Рост дороговизны — это социальный вопрос. И этот вопрос решается не с помощью парламента, где его следовало бы разрешить, а на набережной Франтишека.
Государство обязано нормализовать экономические отношения. Однако оно почему-то всегда с этим запаздывает...
Помощь должна исходить от корпораций, которые реально представляют слои трудового народа и людей среднего достатка, то есть тех, кто на самом деле испытывает трудности, связанные с ростом дороговизны.
Именно эти объединения и союзы выступят против крупного капитала всех разновидностей и мастей.

 


Примечания

1. Христианские социалисты — члены клерикальной христианско-социалистической партии» возникшей в Чехии в 1864 г.
2. Социал-демократическая партия возникла в 1878 г. как революционная партия чешского пролетариата; в конце XIX— начале XX века в партии усилились оппортунистические элементы, что привело ее к политическому банкротству и распаду.
3. Триба — в Древнем Риме — территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях, (В середине 3 в. до н. э.насчитывалось 35 триб.)

 

 


 

Заметки к публикации: 

Первое издание: №236. „Drahota“, Ženský obzor 7, 1908, č. 3, str. 52. Podepsáno: J. H.

Издание на русском: Дороговизна (перевод Е. Мартемьяновой). Талантливый человек. М. 1983. С. 55 – 58.