Приходский священник Ондржей уже восемнадцатый год пребывал в чистилище, сам не зная за что. До сих пор ему не вынесли окончательного приговора, хотя в последние годы чистилище вовсе не было так уж переполнено. Большинство душ делало здесь только временную остановку; не успеешь оглянуться — как их под зубовный скрежет препровождали дальше, в пекло. Порой, набравшись смелости, патер Ондржей пытался расспросить кого-нибудь из ангелов-надзирателей:
— За что вы меня здесь держите, господа?
Но они пожимали крыльями и неизменно отвечали:
— Ваш процесс еще не завершен, преподобный отец.
От этих слов ему всегда становилось жутко, как только может быть жутко душам в чистилище, хотя он не знал за собой ни единого греха. Был он одним из тех досточтимых священнослужителей, коих описывает Райс1. На земле он обладал всеми необходимыми приметами подобного персонажа: длинными седыми волосами, дрожащим старческим голосом и первоклассной моральной чистотой.
И все-таки его держат под следствием в чистилище.
Последнее время его товарищем по несчастью был один капеллан, который мог рассчитывать на добрый десяток тысяч лет отсидки в чистилище. Бедняга однажды целых четверть часа, разинув рот, простоял на юбилейной выставке у подножия американских горок, у самого желоба, а по пути к дому был разбит параличом.
— Представляете, ваше преподобие, настоящие брюс
сельские кружева, — рассказывал несчастный капеллан пану Ондржею, чья чистая душа не ведала различия между самой обыкновенной нижней юбкой и кружевной.
Ангелы тихонько летали вокруг священника и, жалея его, пели ему трогательные песни на слова святых отцов и советовали:
— Соизвольте подать апелляцию, пан патер.
И он подал апелляцию в письменном виде:
«Достославный высший судия!
Нижеподписавшаяся ничтожная душа, приходский священник Ондржей, сим обращается с нижайшим прошением об освобождении его из чистилища и осмеливается привести в обоснование оного покорнейшего прошения следующие доводы:
A) Нижеподписавшийся не памятует за собой ничего, могущего запятнать его совесть. Жил он согласно велениям святых отцов церкви.
B) Нижеподписавшийся абсолютно целомудрен, что может подтвердить церковный староста Палушка, в настоящее время пребывающий в котле за номером 253 в чистилищном отделении с умеренным режимом, которое снабжено вентиляторами.
C) Это же, то есть целомудренность и безупречность нижеподписавшегося, может подтвердить и жандармский вахмистр Йозеф Лоукота, ныне пребывающий во блаженстве на небесах, у пятого турникета.
D) Нижеподписавшийся обнаружил чудотворный источник и бесплатно поставлял из него воду в сиротские приюты и исправительные дома.
E) Гимназию окончил с отличием, что может подтвердить ее директор Алексиус, ныне приписанный к штату ангелов, стерегущих в чистилище гимназистов.
F) Нижеподписавшийся в совершенстве владеет латынью, греческим, древнееврейским и арамейским языками, что особо следует принять во внимание.
G) Никогда ни в чем не усомнился.
Исходя из вышеизложенного, оный приходский священник обращается с прошением об освобождении его из чистилища и, в случае благоприятного решения своего нижайшего ходатайства, обещает приложить все силы, чтобы оправдать столь высокое доверие».

Однако прошение было возвращено.
— Не по форме, — сказал принесший его ангел. При жизни этот ангел был чиновником в одной из канцелярий.
Тогда патер Ондржей написал на обороте листа: «Ничтожная душа, приходский священник Ондржей, подает прошение об освобождении из чистилища: sub literis а, в, с, d, е, f, g».
В годовщину своей смерти (обычно ранее того и на земле ходатайства не разбираются) он получил ответ:
«Ваше преподобие!
Доводим до вашего сведения, что высший суд в ближайшее время заседать не будет, а посему мы переправили ваше прошение в судебную комиссию чистилища, дабы она по возможности уделила внимание вашему ходатайству и по расследовании содеянных вами прегрешений передала ваше дело в обычную судебную инстанцию, перед коей вам и надлежит предстать.
За подготовительный комитет высшего суда:
Гавриил».
И тихо потекли годы под жалобные вопли душ и трогательное пение ангелочков, укачивающих в чистилище души некрещеных младенцев.
Но вот наконец патер Ондржей получил повестку: «Вас вызывают в священный сенат».
В нижней судебной палате чистилища уже заседал сенат, который могли лицезреть лишь ангелы-надзиратели, вводившие подсудимых. В воздухе парила книга жизни патера Ондржея, перелистываемая невидимой рукой.
— Приходский священник Ондржей, — услышал он голос, — видишь ли ты книгу своей жизни? Она чиста, за исключением лишь одной страницы. А теперь ответь честно на вопрос: имел ли ты брата в Австралии?
— Имел, о великий сенат.
— И следующий вопрос: писал ли ты своему брату в Австралию?
— Да, о славное судилище. В 1882 году в Сидней.
Книга захлопнулась, и до него донесся глубокий голос, по всем приметам принадлежавший председателю сената:
— Ты обстоятельно проштудировал все книги святого Августина, учителя церкви?
— Да.
Теперь был слышен лишь шум крыльев. Суд удалился на совещание. Снова шум крыльев, и голос свыше возвестил:
— Священник Ондржей осуждается на 15 ООО лет принудительного пребывания в чистилище с зачетом предшествующих 22 лет предварительного заключения.
Основание.
В своей книге «De retractatione, vel librorum recensione»2, датируемой 415 годом после рождества Христова, учитель церкви Августин провозгласил веру в антиподов3 ересью (см. лист. 213). А так как Австралия принадлежит к антиподам, то и вера в существование Австралии есть греховное богохульство, кое усугублено и подтверждено посылкой обвиняемым письма брату своему к антиподам в Сидней. В качестве смягчающих обстоятельств принимаются во внимание абсолютная целомудренность и чистосердечное и полное признание состоящим под судом патером Ондржеем своей вины.
— Не плачьте, — утешали осужденного ангелы, — нечто подобное могло случиться с вами и перед любым сенатом на земле.

 

 

Примечания

 

1. Райс Карел Вацлав (1859—1926) — популярный чешский писатель. Речь идет о таких его романах, как «Забытые патриоты», «Закат» и др.
2. "О повторном рассмотрении, или о цензурном обследовании книг" (лат.)
3. Антиподы — здесь обитатели диаметрально противоположных пунктов земного шара.

Заметки к публикации: 

Еженедельник «Народни обзор» № 46, 31.X 1908 г.