Министерство внутренних дел приняло решение, касающееся действий жандармов во время потасовок в пивных. Этот необычайно важный документ, характеризующий министра внутренних дел не только как тонкого политика, но и как весьма доброго человека, имел следующее содержание:
«Вмешательство жандармерии в происходящие в пивных драки может иметь место лишь при наличии письменного распоряжения старосты того населенного пункта, на территории которого находится помещение, где данная драка происходит».
Указанное решение было принято населением весьма благожелательно: все-таки хотя и небольшой, но некоторый шажок к местному самоуправлению. С похвалой отозвались о нем и некоторые газеты. В одной из них появилась даже относящаяся к данному случаю статья, в которой шла речь о правах старейшин во времена святого Вацлава. Ряд других газет оперативно и находчиво напомнил читателям, сколько людей было убито при самовольном вмешательстве жандармов в трактирные стычки. Теперь же призвать их в пивную может только староста, а никакой не вахмистр. И если согласия старосты на вмешательство жандармов не имеется, можно лупить друг друга, сколько сил хватит. А жандармы в это время будут просто скрипеть зубами от злости.
И вот так случилось, что однажды в нашем селе в самой облюбованной нами пивной шла роскошная потасовка, а рядом томились в бездействии в своей караулке жандармы. В караулке отчетливо были слышны отчаянные вопли побежденных и победоносный рев победителей. Доносился и звон разбиваемых бутылок и кружек. А бедняги жандармы не могли вмешаться. Жандармская кровь бурлила в их жилах. С отчаянием глядели они на дверь, через которую давно бы уже ринулись вон.
Кто был жандармом, живо может себе представить это ужасное состояние. Такое бывает у палача, которого пригласили в соседний город на казнь, а у него под самым носом ушел последний поезд.
Наконец внизу раздался звонок, и в караулку ворвался хозяин пивнушки пан Павличек.
— Пан вахмистр, ради бога, скорее! У меня страшная драка! Парни из соседнего села заперлись на кухне, а наши выламывают дверь! Слышите, как громыхают?
Одновременно раздался громкий крик: «Виновный, невиновный — бери всех подряд!»
Жандармский вахмистр радостно вскочил, но предварительно осведомился:
— А есть у вас письменное распоряжение пана старосты, что мы должны вмешаться?
— Нет! Этого нет!
— Ну так тащите его скорей!
— Боже! Что делать? Это невозможно!
— То есть как это? Почему невозможно?
— Пан вахмистр, пан староста тоже там в обшей свалке!..
Увы, случай подобного рода не был предусмотрен паном министром внутренних дел при разработке вышеупомянутого чрезвычайно важного решения.

 

Заметки к публикации: 
Первая публикация: Гумористицке листы, №51, 1908.
 
Публикуется по изданию: Ярослав Гашек. Почему это невозможно. Рассказы. Миниатюры. М.: Олма-Пресс, 2001.
 
Перевод С. Востоковой.
 
Примечание к книжному изданию: Этот рассказ — образец раннего творчества Гашека, тесно связанного с газетой и необходимостью оперативно и занимательно откликаться на повседневные события городской жизни. Напечатанный в 1908 году в еженедельнике «Гумористицке листы» без подписи автора, он не был включен поэтому ни в один из сборников писателя. Но обнаруженный позднее в архиве жены Гашека Ярмилы черновик рассказа подтвердил авторство Гашека. Первый перевод рассказа на русский язык помешен в газете «Деловой мир» (1992 г.). В книжном издании печатается впервые.