Учитель естествознания Петр был выдающимся ботаником. Министерство образования давало ему время от времени годичный отпуск для научных экспедиций, который он всегда использовал в высшей степени плодотворно. После такого отпуска он обычно выпускал в свет на собственный счет обширный труд. На собственный счет потому, что ни один издатель не решался принять в печать его научные изыскания, одни названия которых вполне могли привести к краху даже самую солидную издательскую фирму.
А названия эти были примерно такого характера: «Cyperus polystachius и Pteris longifolia на Fumarola di Frasso и на Fumarola di Caciotto на Ischii. Взгляд на прошлое и настоящее папоротников, или к каким геологическим периодам относятся Pteris longifolia на Fumarola di Frasso на Ischii». Все это было еще только название. За ним следовали четыреста страниц большого формата, содержащие различные догадки и предположения, причем каждое предыдущее из них отвергалось последующим.
А после четырехсот страниц шла четыреста первая, которая завершала этот научный трактат следующим выводом:
«Если мы бросим еще раз быстрый взгляд на все эти гипотезы и теории, то придем к заключению, что не можем точно определить, к какому геологическому периоду относятся вышеупомянутые растения».
Год спустя учитель Петр издал трехсотстраничное дополнение к своему трактату под названием: «Pteris longifolia на Fumarola di Frasso на Ischii, или Ближе к правде». Дополнение это увенчивали следующие строки:
«Как видно из вышеизложенного, мы ни на шаг не продвинулись дальше, чем были в первом исследовании. Но мы надеемся, что эта книга поможет другим быстрее и успешнее двигаться уже проложенным путем к постижению истины».
Таких объемистых фолиантов учитель Петр издал восемь. Был он не менее мужествен и в других ситуациях. Не раз его находили полузамерзшим на альпийских ледниках, где он изучал альпийскую флору; однажды он чуть было не упал в кратер Везувия; в лесной чаще под Этной на него напали грабители, которые все у него отняли, раздели его догола, оставив без внимания лишь его заметки и собранные им образцы вереска, растущего на вулкане. В Швеции он чуть было не свалился в водопад Трольхеттан, спасшись только тем, что зацепился брюками за острый выступ скалы, где успел обнаружить неизвестный дотоле лишайник.
А сколько раз падал он со скал, судорожно сжимая в руках какой-нибудь новый вид диких роз!
Таким же стойким был он и в личной жизни. У директора гимназии, где он служил, была дочка Эмма. Директор уже полтора года регулярно приглашал учителя к себе, и тот систематически посещал его семейство, но ни разу не обмолвился ни словом, как он представляет себе все это: так часто бывать в семье, где есть дочь-невеста, с которой он к тому же ходит на прогулки.
Госпожа директорша была в отчаянии. Через три дня учитель Петр снова должен отправиться в свою научную экспедицию, и бог его знает, когда вернется. Необходимо было, чтобы он немедленно высказался, что и как. Поэтому она велела дочери быть с учителем как можно ласковее и нежнее и постараться всеми средствами добиться от него решающего слова.
Барышня Эмма и вела себя в соответствии с материнской инструкцией.
Когда они с учителем вышли за город, она всю дорогу твердила ему всякие ласковые слова и бросала на него завлекательные взгляды. Учитель Петр между тем просвещал ее насчет способов определения важнейших растений по системе Линнея1.
— Любовь, любовь, ты всемогуща, — тихонько напевала барышня Эмма, искоса пытливо поглядывая на учителя.
Учитель Петр, однако, никак не давал отвлечь себя от избранной темы.
— Если вы хотите определить неизвестное растение, то есть узнать его название, вы должны прежде всего установить, к какому классу оно принадлежит, — внушал он.
А барышня Эмма шла близко-близко около него и смотрела ему в глаза.
— После этого, — продолжал он, — вы без особого труда, учитывая определенные признаки, установите также его род и вид.
— Вы уезжаете, — сказала она. — Я сорву вам незабудку. Разрешите, я вставлю эту незабудку вам в петлицу.
Он наклонился и посмотрел на цветок.
— Ах, барышня!
— О, вы покраснели! Как вам это идет! — воскликнула барышня Эмма. — Вы знаете, что незабудка — цветок со значением?
Учитель посмотрел на нее с отчаянием.
— Если бы барышня знала...
— Знаю, знаю: она означает «не забудь», — прервала она, бросив на учителя страстный взгляд.
Учитель Петр покраснел еще больше.
— Я бы хотел кое-что сказать, но боюсь, что вы рассердитесь, поэтому промолчу.
— Не бойтесь, господин учитель!
— Нет, барышня, не просите...
И он опять начал обстоятельно рассказывать о растениях: о способах их размножения, о классах, о двудомных и однодомных представителях флоры, о тычинковых и пестиковых цветах...
Затем они сели в поезд и вернулись в Прагу. На прощание он говорил о птичьем зобе, а также просветил барышню насчет того, что поганка относится к восьмому Классу. После этого он проводил ее до дома.
— И не забудьте, — завершил он разговор, — что грибы растут не только на земле, но также и на других растениях, в таких случаях они являются паразитирующими. Спокойной ночи, барышня.
Распрощавшись с нею, он продолжал еще с четверть часа ходить под окнами директорского дома. И если при этом его взгляд случайно падал на незабудку в петлице, он заливался краской. Не раз смотрел он также и наверх, на окна.
Наконец он набрался смелости, подошел к дверям и позвонил.
Встретили его необычайно сердечно. Смущенный, он извинялся, что так поздно осмелился явиться, но неотложное дело...
Его радостно ввели в гостиную. Господин директор и госпожа директорша всячески стремились взглядами придать ему отваги. Барышня Эмма с замирающим сердцем смотрела на его рот.
— Господин директор, — начал смущенно учитель, — сегодня на прогулке барышня Эмма сорвала этот цветок, продела его мне в петлицу и сказала: «Разрешите, я вдену эту незабудку вам в петлицу». Вы не можете себе представить, как это на меня подействовало. Не знаю даже, должен ли я сказать то, в чем уверен...
— Но господин учитель, ведь мы вас уже так давно знаем, — попыталась помочь ему госпожа директорша.
— Да, я вижу теперь, что и барышня не будет сердиться, а это касается главным образом ее. Поскольку я уезжаю и не знаю, когда вернусь обратно, как честный человек, я не хочу дальше держать барышню в заблуждении: то, что мне барышня дала в петлицу, — это не незабудка, а так называемый пилат, принадлежит к пятому классу, цветок с венчиком сложноцветным и с одним пестиком, венчик голубого или фиолетового цвета...
И учитель Петр спал в ту ночь спокойно, как честнейший человек.

 

 

 

Примечания

 

1. Линней Карл (1707—1778) — выдающийся шведский естествоиспытатель. Создал систему классификации растительного и животного мира — трактат «Система природы» (1735).

 

Заметки к публикации: 

Еженедельник «Гумористицке листы» № 36, 28.VIII 1908 г.