В людном селенье Б., лежащем у реки Моравы на самой венгерской границе, сегодня оживленно. Здесь отмечается храмовый праздник.
Посреди селенья, перед корчмой, поставлено нечто вроде беседки: четыре кола, а на них крыша из игольчатой хвои. В центре беседки высится шест, увенчанный разноцветными лентами.
Парни в праздничных рубахах и в шляпах, украшенных цветами, собрались у шеста живописной группой и нетерпеливо ожидают, когда появятся девчата, чтобы условиться с ними о вечерних танцах.
Семьи посылают друг другу на пробу свои праздничные яства. По улице ширится аромат выпечки, разносящийся из открытых окон домов. Праздничная возня господствует во всем селенье.
Это волнение переносится и на цыганские избушки, стоящие на окраине. В каждой венгерской деревне обычно есть оседлая цыганская семья, которая помогает местному населению в полевых работах и добывает себе на пропитание всем, чем может. Так и здесь.
Члены цыганской семьи в этот торжественный день облекаются в праздничные одежды, состоящие из обносков, которые украшены разноцветными заплатами. Самый старший из цыган отправился в путь до ближней деревни К., чтобы позвать на престольный праздник тамошних цыган.
Когда он ушел, остальные цыгане в торжественном волнении собрались подкрепиться в корчме.
Через час возвратился старый цыган и привел с собой целую семью соплеменников из селенья К.
Следуют приветствия и объятия. Обе семьи выпили боровички и тут же разошлись по деревне просить милостыню.
Цыганята у каждых дверей садились наземь и начинали полуплачущим голосом слезно клянчить хотя бы маленький подарок. Пока рука дающая не будет протянута, их не отогнать никакими силами. Цыгане и цыганки идут следом за цыганятами и присоединяют свои просьбы к просьбам детей. Тут получат несколько булочек, там яичко, в третьем месте денежку, а в благодарность цыган испрашивает у бога благословение дому дарителя. Цыганки потом предсказывают в своем гаданье счастливое будущее, добрый урожай и подставляют руку для подарка.
Уйдут одни, придут другие, всюду слышны слова восхваленья, порой и молитвы, которые шепчет какой-нибудь старый цыган. Так продолжается до обеда.
В полдень все цыгане сходятся в корчме, где торжественно обедают. Угощаются выпрошенными яствами и пропивают полученные деньги.
Во время обеда было весело за исключением нескольких интермеццо, когда тот или иной цыган выговаривал цыганке, что она принесла мало денег. В самый разгар пиршества распахнулась дверь и вошел молодой цыган, который год назад был призван в армию.
Ликование собравшихся не знает границ. Все пробираются к гостю и чокаются с ним. Его отец, старый цыган, обнял парня. Солдат сел и начал рассказывать, и вот уже все с любовью глотают слова человека, который, в их глазах, так высоко поставлен над ними.
Приближается вечер. Молодежь у беседки весело танцует чардаш, а цыгане, столпившиеся поодаль, с завистью смотрят на праздничное гулянье.
Неожиданно солдат обнял самую красивую девушку селенья за талию и начал танцевать с ней. Остальные цыгане тоже с ликованием ударились в пляску.
Парни отступили в сторону. Их неудовольствие растет чем дальше, тем больше.
Один из них, самый смелый, пригласил на танец молодую цыганку.
Солдат-цыган мгновенно оставил свою девушку и обрушился на него.
Остальные хлопцы встали на сторону парня, цыгане на сторону своего соплеменника, и вспыхнула драка.
В решающую минуту появились жандармы, привлеченные шумом и криком.
Успокоили буянов. Цыгане отступили и вернулись назад, в корчму, где началась веселая пьянка. Цыгане из соседней деревни хвастались, что насобирали больше подаяний, чем здешние. Из-за этого отношения между обоими семействами несколько расстроились. К вечеру одна из здешних цыганок стала выговаривать соседней за какую-то украденную курицу.
Атмосфера наполнилась бранью на цыганском языке. За атакованную женщину заступился ее муж, и вот уже хозяева дерутся с гостями.
Вновь появились жандармы и арестовали одного цыгана из здешнего селения и двух из соседнего.
После ухода арестованных между обеими семьями восстановился мир, и еще долго, до поздней ночи, из корчмы разносились цыганские песни.

Заметки к публикации: 

Первая публикация: "Народни листы", 26.01.1901 г.

Это самый первый известный на сегодня рассказ Ярослава Гашека, опубликованный на первой странице «Народних листов» в субботу 26 января 1901 года и подписанный «Ярослав Гашек».
Вот как вспоминает журналист Ладислав Тума-Зевлоун первое появление Гашека в редакции этой газеты:
«Он вошел в редакционную комнату, где вместе со мной сидел доктор Геллер. Тогда мы еще не знали его имени.
Молодой, красивый, краснощекий, глаза как две черные виноградины. За пазухой несколько книг, перевязанных ремешком. Типичный студент.
Посетитель сообщил, что его зовут Ярослав Гашек и что он учится в коммерческом училище, где немецкий язык преподает литературный сотрудник «Листов» профессор Шульц. Вытащил из нагрудного кармана несколько линованных листочков, очевидно вырванных из тетради, подал Геллеру и несмело спросил, когда бы примерно мог прийти за ответом. На вопрос, о чем идет речь, посетитель сказал: «Нечто вроде вечернего фельетончика...»
См. Тůma-Zеvlоun Ladislav: Alej vzpomínek. Praha,1958, str. 76.