Здесь следует напомнить о немом фильме Карла Ламача (1926) с Карлом Ноллем в главной роли. Актерский состав, занятый в фильме (Балоуна играл Пиштек, Бретшнейдера —, Шпеергер, подпоручика Лукаша и трактирщика Паливца — Карел Ламач), свидетельствует о том, что фильм создавался одновременно с театральным представлением. Поспешность в работе над фильмом не пошла ему на пользу. Успех обеспечила только блестящая игра Карела Нолля, актера, комический талант которого высоко ценил сам Ярослав Гашек (он видел его исполнение в театре). Режиссер создал также и продолжение под названием: «Швейк на фронте».
Св.Иннеман отснял фильм «Швейк в русском плену», который был создан по тексту, написанному К.Ванеком в 1927 году. Со, Швейком Гашека этот фильм объединяет лишь фигура главного исполнителя К. Нолля. Еще более далек от поэтики Гашека фильм Г.Маха- того Швейк в гражданской жизни» (1927).
Фильм Мартина Фрича с Сашей Рашиловым в главной роли ставил не только творческие проблемы: под давлением цензуры режиссер принужден был вычеркивать целые сцены, особенно антицерковного и антимилитаристского содержания, вследствие чего больше всего пострадала фигура фельдкурата Каца; ее заменили штабным лекарем, роль которого замечательно сыграл знаменитый актер Гуго Гаас.

Фильмы, созданные за границей, также обычно связаны с театральными постановками. В 1929 году был снят фильм Пискатора с Максом Палленбергом в главной роли. Фильм немой, сделан он был в Австрии.
В годы войны появились две кинопостановки новых приключений Швейка — советская, а также чешская в Англии. Советский фильм сделал С.Юткевич по сюжету «Новых приключений Швейка» М.Слободского. Главную роль тут исполнял Борис Тенин. Фильм «Швейк сокрушает Германию» (режиссер Ламач) с Ллойдом Пирсоном-Швейком нельзя считать вполне удачным: прекрасная игра английского актера не могла скрыть слабостей сценария.
Передача специфики романа средствами кинематографа по-прежнему остается серьезной проблемой. В 1957 году фильм о Швейке создал Карел Стеклый, роль Швейка исполнял Рудольф Грушинский, однако и ему не удалось передать «двуликость» его комизма.
С одной стороны — актер был чересчур прост, изображая идиотизм Швейка, с другой стороны — откровенно ироничен.
Более всего «гашековским» следует признать кукольный мультфильм, созданный Иржи Трнкой. Выразительная кукла Иржи Трнки передает гротескность и лаконизм стиля романа, который не требует психологической прорисовки. Кроме того, куклы выражают как карикатурные черты фигур, пародирующих австрийский милитаризм, так и идиллическую поэтичность, где сохраняется духовный склад простого чешского человека. Бесконечные Швейковы россказни, превосходно воспроизведенные голосом Яна Вериха, идут в образном обрамлении рисунков Лады. Трехчастная сюита Трнки, без сомнения, представляет собой наиболее адекватное кинематографическое решение романа Гашека.

Прошло столетие с тех пор, как родился один из величайших писателей, автор «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек.
Чешская буржуазия и ее идеологи, как мы убедились, относились к Гашеку с нескрываемым отвращением. В защиту писателя выступили чешские коммунисты, публицисты левых убеждений: Иван Ольбрахт, Курт Конрад, Юлиус Фучик, Лацо Новомес- кий, деятели культуры разных стран и народов. «Нет более остро социальной книги, чем «Швейк»,— писал Фучик в 1926 году.— Он обращается непосредственно к людям, а рождаемый им смех находит живой отклик в обществе».
Мы были свидетелями нападок на Швейка, которые велись якобы во имя высоких идеалов, а в сущности — во имя буржуазных понятий о свободе. Швейка противопоставляли, например, другому литературному типу — Дон Кихоту; в отличие от трагического идеалиста Дон Кихота его изображали тупым, мелким, ничтожным, поверхностным, воплощающим «потребительскую» посредственность общества.
Цель данной книги состояла в том, чтобы разобраться во всех тех недоразумениях, которые возникли вокруг творчества Гашека. И кроме того, показать образ Швейка в качестве новой модели комического, когда последовательно и логично доводится до абсурда всяческое ханжество и лицемерие, с абсолютной научной точностью разоблачаются и развенчиваются возвышенные символы и идеалы, оторванные от действительности, а ложные понятия, навязанные человеку, преображаются в гротеск и тривиальность. И Гашек, и Швейк своим смехом воюют за создание лучшего мира. Имея это в виду, журналист-революционер Э.Э.Киш писал о романе: «Читая Швейка, смейтесь, но при этом не забывайте думать».