Горжени З. Ярослав Гашек - журналист

Ярослав Гашек – журналист?

 

Вопрос, сформулированный таким образом, может звучать странно. Сам великан чешской литературы отвечал на него, однако, положительно. Прежде всего — своей более чем двадцати летней творческой деятельностью, которая была отдана непосредственно газетам и журналам. Даже в дни высшего взлета своего литературного таланта он оставался тесно связанным с журналистикой.
Сохранился документ, в котором Ярослав Гашек безоговорочно причисляет себя к журналистам. Это анкета, заполненная им в декабре 1918 года в Бугульме (ныне — Татарская АССР), где он написал по-русски:

Имя, отчество, фамилия — Ярослав Романович Гашек6
Какую должность занимает в настоящее время? — Помощник коменданта города Бугульмы
С какого числа? — С 16 октября 1918 года
К какой партии принадлежит или какой сочувствует? — Большевиков-коммунистов
Сочувствует ли Советской власти? — Коммунист7
Род занятий до Октябрьской революции? — Журналист

Позднее в анкете «чехословацкого коммуниста, члена РКП (б)», заполненной в Москве в ноябре 1920 года, на вопрос о профессии Гашек отвечает: «писатель и журналист». И это, без сомнения, самый точный ответ. Литература и журналистика, журналистика и литература были вернейшими спутниками его жизни.
В «Истории партии умеренного прогресса в рамках закона», остроумной карикатуре на политическую жизнь в Чехии в темные времена Австро-Венгерской монархии8, Гашек написал о себе, что он — «крупнейший чешский писатель». Шутка стала пророчеством.
Ступени, по которым он — при всей своей скромности — поднимался на Олимп мировой литературы, были добросовестно вытесаны молотом журналистики. Его исключительная память, как единодушно подчеркивают многочисленные свидетельства, самопроизвольно сплетала в единый узел журналистскую боеготовность и деловитость с художественным воображением.
Много общего соединяет его с Яном Нерудой9, о котором Юлиус Фучик10 в своем «Репортаже с петлей на шее» писал: «Некоторые критики, даже с таким ясным умом, как Шальда, считают помехой для поэтического творчества Неруды его журналистскую деятельность. Нелепость! Именно потому, что Неруда был журналистом, он смог написать такие великолепные вещи, как «Баллады и романсы» или «Песни страстной пятницы», и большую часть «Простых мотивов». Журналистика изнуряет, может быть, заставляет разбрасываться, но она же сближает автора с читателем и помогает автору в его поэтическом творчестве. В особенности это можно сказать о таком добросовестном журналисте, как Неруда» (там же, глава «Мое завещание»)11.
Эти же слова полностью могут быть отнесены и к Ярославу Гашеку. Ибо именно потому, что он был журналистом, он смог создать столь грандиозное всемирно известное произведение, как «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».
С семнадцати юношеских лет и почти до своего сорокалетия, которого он не дождался, Гашек написал свыше 1200 рассказов, юморесок, очерков, фельетонов и других газетных материалов (среди них передовицы, реплики, комментарии, заметки, статьи), четырехтомный эпический роман о Швейке, к сожалению незаконченный, два других романа, рукописи которых не сохранились, «Историю партии умеренного прогресса в рамках закона», был автором нескольких театральных пьес и многих стихов. Великолепный результат двух десятилетий творческой жизни, и вершина — роман о Швейке, сделавший имя Гашека бессмертным.
Гашек — один из трех авторов чехословацкой литературы, которые наиболее часто переводятся на иностранные языки. Фучиковский «Репортаж с петлей на шее» был переведен почти на 90 языков и издан в ЧССР и в других странах почти 300 раз. Произведения Карела Чапека мир читает на 60 языках, Ярослава Гашека — более чем на 50 языках.
При всем различии в художественных методах и жанрах, во времени жизни и творчества деятельность Ярослава Гашека, Карела Чапека и Юлиуса Фучика имеет одну общую, чрезвычайно важную черту. Она носит остро антивоенный, антимилитаристский характер, служит гуманным и актуальным целям.
«Похождения бравого солдата Швейка», это многоплановое антивоенное полотно, возникло и выросло как спонтанный и общенародный протест против бессмысленной империалистической войны.
«Это тип международный, тип солдата из всех империалистических армий, — доказывает Фучик. — Такой характер, как Швейк, обладает искусством проиграть войну того, кто посылает его в бой»12.
Чапек13 о Гашеке писал: «На школьной скамье мы слышали, что юмор — это приправа. Сегодня мне все больше кажется, что юмор отнюдь не приправа, что это определенное и фундаментальное видение мира. Гашек владел юмором. Гашек был человеком, который видел мир. Многие другие о нем только пишут»14.
Ярослав Гашек шел к Швейку, к своему бессмертию, сложным, противоречивым путем, и это, несмотря ни на что, был путь добросовестного, пытливого исследователя. От анархистского, антивоенного индивидуального бунта через высшую школу антимилитаризма времен первой мировой войны до прямой борьбы на стороне Красной Армии, на стороне революции. В переломные мгновения своей судьбы, на перекрестке мировой истории он сначала чувством, а потом и разумом пошел за Октябрем, увидел в русской революции маяк, который указывает и его народу путь к национальному и социальному освобождению.
Так же, как и Неруде, ему пытались прилепить ярлык богемы. И он был для многих, прежде всего для обывателя, непутевым парнем, буяном и скандалистом. Из его биографии хотели вычеркнуть Красную Армию, членство в РКП (б), всю честную и осознанную службу Советской России, социалистической революции. Мещанин хотел выдать Гашека за шута, беспринципного гуляку из богемного мира, который готов смеяться над всем, забавляться ради забавы.
Неоспоримым фактом гашековской судьбы остается то, что участие в революции, хоть оно и «отвлекло» гениального прозаика от литературы, по праву принадлежит к самым звездным дням его жизни и творчества. Это была пора, когда боец Красной Армии и революционный журналист предельно заостряет свое классовое видение мира, классовый подход к империалистической войне. Влияние именно этих лет на «дозревание» бравого солдата Швейка сегодня вне дискуссий. Ибо только после своих практических красноармейских университетов мог Ярослав Гашек высказать такое проникновенное, страстное осуждение империалистической войны, какое он высказал в первой части своего гениального романа о бравом солдате Швейке:
«Во всей Европе люди, как скот, шли на бойню, куда их рядом с мясниками-императорами, королями, президентами и другими владыками и полководцами гнали священнослужители всех вероисповеданий, благословляя их и принуждая к ложной присяге»15.

 

 

Примечания

 

1. Анчик Зд. Из предисловия к книге рассказов Гашека "Маленький зоологический сад". (В кн.: Hašek mezi svými. Havlíčkův Brod, 1959, str. 55.)
2. В кн.: Hašková Jarmila. Drobné příběhy. Havlíčkíh Brod 1960, s. 134.
3. В кн. : Hašek mezi svými, str. 55.
4. Из письма Гашека Я. Салату-Петрлику от 17 сентября 1920 г. из Иркутска.
5. "Кмен", 13.1.1927, № 42, с. 501 — 503 ("Kmen", 1920 — 1921, é. 42, 13.1).
6. Ярослав Романович Гашек. — Отца Гашека звали Йозеф. Не установлено точно, когда писатель стал называть себя вместо Йозефович или Осипович — Романович. Видимо, при переезде в Москву. Есть предположение, что Гашек взял это отчество по имени своего двоюродного брата и товарища по литературной молодости Романа Гашека.
7. Подчеркнуто Гашеком.
8. ...в темные времена Австро-Венгерской монархии — в 1867 — 1918 гг. двуединая монархия во главе с австрийским императором (он же венгерский король). Создана в результате преобразования Австрийской империи Габсбургов на основании соглашения между господствующими классами Австрии и Венгрии (1867 г.). Делилась на Австрийскую империю и Королевство венгров. Распалась в 1918 г. На ее территории были образованы Австрия, Венгрия, Чехословакия. Части территории вошли в состав Югославии, Румынии, Польши и Италии.
9. Неруда, Ян (1834 — 1891) — выдающийся чешский поэт, прозаик, журналист, литературный и театральный критик. Неруда-поэт вошел в литературу как автор больших поэтических сборников: «Кладбищенские цветы», «Космические песни», «Песни страстной пятницы» и др. Неруда — основоположник чешской реалистической прозы («Малостранские повести»).
10. Фучик, Юлиус (1903 — 1943) — чешский национальный герой. Журналист, литературный и театральный критик, переводчик. С 1919 г. активно участвует в революционном рабочем движении. В 1921 г. вступает в ряды КПЧ. Как редактор еженедельника «Творба» помогал формировать левый культурный фронт. В 1930, 1934 — 1936 гг. работал корреспондентом в СССР. Написал серию репортажей об СССР. Один из организаторов и член 2-го нелегального ЦК КПЧ (1941). В 1942г. был арестован за нелегальную журналистскую антифашистскую деятельность в оккупированной Праге. В тюрьме Фучиком был написан знаменитый «Репортаж с петлей на шее». Казнен нацистами.
11. Фучик Ю. Избранное. М., 1973, с. 326 — 326.
12. Julius Fusčík. Valka se Švejkem. 'Tvorba», č. 9 — 10, kveten 1928.
13. Чапек, Карел (1890 — 1938) — один из крупнейших чешских писателей. Кроме фантастического романа «Война с саламандрами» (1935) — сатиры на капиталистическое общество, порожденное фашизмом, — широко известны антифашистские драмы «Белая болезнь» (1937) и «Мать» (1938), разоблачающие милитаризм, расовые теории фашизма.
14. Из анкеты Пражского театра Д 36 «Кто для вас Ярослав Гашек?»
15. «Похождения бравого солдата Швейка». М., «Правда», 1979, с. 139.