В годы первой империалистической воины, иностранной интервенции и гражданской войны в нашей стране Гашек приобрел разносторонний политический опыт. Он был не только свидетелем, но и непосредственным участником событий, равных которым по значению еще не знала история.

Империалистическая война усилила на его глазах национальное и социальное освободительное движение. Он был свидетелем формирования национальных частей (польских, сербских, румынских) на территории России, предназначавшихся для борьбы с австро-германским империализмом, а в формировании чехословацких частей активно участвовал и сам. Он был свидетелем гигантского социального взрыва в России, который повернул все дальнейшее развитие истории в новом направлении, придал совершенно иной характер и национально-освободительной борьбе.
Великая Октябрьская социалистическая революция, установившая диктатуру пролетариата в России и утвердившая идеи национального равноправия, оказала огромное революционизирующее влияние на трудящиеся массы всех стран и народов. Чешский писатель Ярослав Гашек был из числа тех, кому победа русской революции открыла глаза на всемирно-историческую роль рабочего класса, помогла освободиться от заблуждений и иллюзий, продемонстрировала непобедимую силу идей марксизма-ленинизма, показала гигантские возможности освобожденного народа.
Гашек не всегда правильно понимал значение этих событий, ошибался подчас в их оценке. Но он никогда не был пассивным наблюдателем. Он стремился принять в этих событиях самое деятельное, активное участие, содействовал своим словом и пером тому, чему он сочувствовал, боролся против того, что мешало осуществлению поддерживаемой им линии. И сами его ошибки, несомненно, объяснялись наряду с отсутствием идейно-теоретической базы и плодотворного политического опыта также и тем, что при его экспансивности он мало уделял времени на осмысление происходящего, на определение своей позиции. Он быстро решал и безудержно бросался в яростную борьбу за те идеи, которые принял.
Решительно изменяется в эти годы и само его отношение к литературной деятельности.
Если раньше в Чехии он, несмотря на очевидную социально-политическую остроту своих юморесок, все-таки рассматривал их часто лишь как средство развлечения читающей публики,1 то теперь в России, с первых же дней своего пребывания здесь, он посвящал свое творчество злободневным, очередным задачам движения, в котором участвовал. Так, по его статьям, рецензиям и юморескам, написанным в Киеве в 1916—1918 гг. можно проследить, как он последовательно выступал за осуществление задач, которые с развитием мировых событий выдвигались перед чешским антиавстрийским движением в России. Он стремился подорвать авторитет австро-венгерской монархии, тяготевший над сознанием отсталых элементов, и высмеять колеблющихся и нерешительных, предателей движения и мешающих ему. Так, позднее, осудив контрреволюционных главарей этого движения, он в своих статьях обрушивается на них, призывает заблудившихся чехов порвать с контрреволюционерами и защищать единственно справедливое дело русской революции.
И наконец, находясь в Красной Армии и являясь членом Коммунистической партии, он весь отдается борьбе самыми различными средствами, начиная от пера и кончая винтовкой,— защите дела революции. Творчество Гашека отличалось в эти годы острой политической злободневностью, не теряя, однако, своего специфического качества — блестящего юмора.
Рассматривая активность в поведении и злободневность в литературном творчестве как черты, присущие обоим этапам деятельности Гашека в России — его участию в чешском антиавстрийском движении и борьбе в рядах Красной Армии и РКП (б),— необходимо отметить и особенности, отличающие деятельность Гашека именно в этот последний, наиболее важный период.
В киевский период (1916—1917 гг.) Гашек, беззаветно преданный идее национального освобождения родной Чехии, далеко не всегда был уверен в правильности тех мероприятий, с помощью которых чешская руководящая группа в России стремилась осуществлять это освобождение. Он обрушивался с уничтожающей критикой на виднейших представителей этой группы. Статья в «Революции» весной 1917 г. и последовавший за ней отъезд на фронт подтверждают это. Наконец, он порвал с этим движением, когда оно стало на путь борьбы против русской революции, и осудил его главарей.
Участвуя в героической борьбе Красной Армии, руководимой Коммунистической партией, он никогда не проявлял ни искры сомнения в целесообразности и справедливости действий, которые диктовались ходом гражданской войны. Он без колебаний содействовал самым острым формам борьбы с врагом (например, в Бугульме). Никогда и впоследствии у него не появлялось сомнений в величии дела русской революции.

Довольно глубоко усвоив революционную теорию2 во время пребывания в Коммунистической партии, он видел блестящее применение ее большевиками в сложнейшей обстановке гражданской войны и убеждался в ее правильности и силе.
Гашек вступил в Коммунистическую партию и отдал служению пролетарской революции свой энтузиазм и знания, свой талант журналиста.
Работая рука об руку с большевиками, он учился от них организаторскому искусству, настойчивости в достижении поставленной цели, революционной бдительности, непримиримости к врагу. Деятельность Гашека по организации военнопленных показывает, что он был достойным учеником русских коммунистов. Успешно овладев искусством большевистского руководства массами, искусством революционного воспитания масс в процессе ожесточенной борьбы с врагами, он вырос в политработника крупного масштаба.
Посвятив себя главным образом организационно-политической работе, Гашек в эти годы не оставлял литературы, причем характер и направление его литературно-журналистской деятельности целиком были подчинены партийно-политическим целям. Темы его статей и фельетонов определялись общим направлением большевистской политической пропаганды и агитации и нередко перекликались с темами ряда статей центральной большевистской печати.
С точки зрения учета и оценки опыта Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, опыта русских большевиков он оценивал и перспективы дальнейшего политического развития в западноевропейских странах.
Политический опыт, приобретенный за эти годы, успехи и неудачи своей деятельности, наблюдения и впечатления откладывались в его сознании как материал для будущего творчества. «Швейк», крупнейшее произведение Гашека, подготовлялся именно в это время, правда, пока только в виде планов, о которых он говорил со своими друзьями.
Известное разочарование в результатах своей политической работы среди иностранцев в России, подкрепленное неутешительными впечатлениями от послевоенного положения в западноевропейских странах, особенно в родной Чехословакии, привело его к ошибочному и вредному выводу о том, что народ там, в Западной Европе и особенно в Чехословакии, еще не созрел для решительного революционного действия. Этот вывод Гашек воплотил впоследствии в «Швейке».
Выступая в печати в 1919—1920 гг. преимущественно как публицист,3 Гашек однако, и в своих статьях и фельетонах проявляет склонность к сатирическому освещению разбираемых им вопросов. Его публицистика, а также немногочисленные юморески отличаются такой же тенденцией, какая была присуща новому советскому искусству: противопоставлять в гиперболизированных, плакатных образах революционные силы и белогвардейщину. Склонный и раньше к гротеску, свойственному всякому юмористу и сатирику, Гашек под воздействием господствовавшего в то время в советском искусстве стиля закрепляет гротеск как основной метод своего творчества.
Политический опыт, приобретенный Гашеком в Советской России, сказался в дальнейшем творчестве писателя.
Накопленный им еще в период первой мировой войны огромный запас наблюдений над общественными отношениями в Австро-Венгрии был оценен и с таким мастерством обобщен в «Швейке» в значительной мере благодаря богатейшему жизненному и политическому опыту, который приобрел писатель в России. Именно этот опыт помог ему с такой глубиной раскрыть социальный смысл различных общественно-политических институтов буржуазного общества. Мастерство политической сатиры, умение разоблачать и высмеивать буржуазное ханжество и буржуазно-националистическую демагогию, непримиримость к мещанской тупости, обывательщине, трусости — то, что мы так ценим в творчестве Гашека, — проявились с особой силой в его произведениях, созданных после пребывания в России.
Таким образом, время пребывания Гашека в Красной Армии и Коммунистической партии явилось не только решающим периодом формирования его мировоззрения, периодом усвоения большевистских принципов в теории и на практике, но и периодом, когда при воздействии еще молодого тогда социалистического искусства конструировалась и его художественная манера, наиболее ярко проявившаяся впоследствии в «Швейке».
Возвращаясь в ноябре 1920 г. на родину, Гашек был преисполнен твердой решимости принять участие в вооруженной борьбе за социалистическую Чехословакию. Но в то время политическая o6cTáHOBKa в стране была иной, чем он ее себе представлял.
Антинародные действия буржуазного правительства Чехословакии и поддерживавших его социал-предателей вызвали в декабре 1920 г. всеобщую политическую забастовку в Праге. Пришли в движение и другие районы страны. В некоторых из них был установлен рабочий контроль над фабриками и заводами. Выдвигались требования установления Советской власти. Однако в силу ряда причин революционное движение не получило дальнейшего размаха. Сложившаяся обстановка отрицательно повлияла на Гашека.
Есть немало данных, свидетельствующих о том, что Гашек, возвратившись на родину, разочаровался в руководителях тогдашней социал-демократической «левицы», которые отнеслись к нему с явным недоверием.
Гашек вновь отдается литературной деятельности. Излюбленное им сатирическое оружие направляется против внутренней и международной реакции. Это ярко выражено в его новых юморесках «Конференция по разоружению», «Из путевого дневника маршала Пилсудского», «Возвращение» и др. Свои сатирические произведения он печатал в Центральном органе Чехословацкой коммунистической партии газете «Руде право».
В многочисленных остроумных рассказах и фельетонах Гашек высмеивал незадачливых клеветников, которые на страницах буржуазных газет пытались очернить Советскую страну («Генуэзская конференция и Народни листы» и др.). Гашек разоблачает социал-демократов и их прислужничество перед буржуазией. Острие его сатиры было направлено против буржуазии и ее лидеров.
В 1921 г. Гашек возобновляет работу над своим романом «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», который вырастает в грандиозную сатирическую эпопею.
Осенью 1921 г. здоровье Гашека сильно пошатнулось. Друзья уговорили его выехать из Праги и поселиться в тихом маленьком городке Липницах, где он прожил около полутора лет, продолжая работать над своим романом, который остался незаконченным. 3 января 1923 г. Гашека не стало.
Все более и более очевидным становится значимость большинства произведений Ярослава Гашека, которые не утратили своей остроты и в наши дни.

 

 

Примечания


1. Хотя, по свидетельству его друга Лонгена, он уже тогда понимал великое значение литературы в деле освобождения человечества от всевозможных форм гнета и насилия.
2. По воспоминанию В. В. Сорокина, Гашек производил впечатление человека, политически весьма осведомленного. Такую в общем характеристику дают Гашеку начальник политотдела 5-й армии Файдыш и другие знавшие его в это время политработники.
3. Весьма возможно, что при учете всей печатной продукции Гашека за 1919—1920 гг., из которой, как упоминалось выше, много до сих пор не обнаружено, этот вывод придется в значительной степени ограничить. Есть, например, туманные данные, что в Сибири им написано много комедий и книга «О попах».