(Новелла)

Если мы захотели бы говорить научно, то были бы вынуждены разделить людоедов на три большие группы: людоеды на Тихом океане и вокруг Австралии, людоеды в Африке, среди которых значительную роль играли когда-то дагомейцы, чье наследство перешло к ботокудам и, наконец, мы имеем большую группу островитян вокруг южной части Огненной Земли в Америке.

Всем этим любителям человеческого мяса — под влиянием христианства — особенно пришлись по вкусу миссионеры.
Но способ приготовления миссионеров — совершенно различен. Огромным недостатком является, что все эти группы людоедов не издают газет, в которых постоянной рубрикой является «меню кушаний для приличной семьи».
Вследствие этого пропало неслыханно много ценнейшего материала. Однако, мы все-таки со всей определенностью знаем: на Новой Гвинее миссионера поджаривают в виде ростбифа и шпикуют эвкалиптовыми листьями и кореньями с Молукских островов. Притом — без жира. В Африке миссионера заботливо разрезают, освобождают от костей и тушат в сосуде с соусом из томатов. По случаю влияния культуры он иногда сервируется в виде сандвича.
Третий вид группы людоедов приготовляет миссионеров самым примитивным образом. Миссионер жарится без всяких кореньев. Это — совсем безвкусно.
Остается открытым лишь вопрос, какие сорта считаются людоедами наиболее вкусными?
Кого вывозит Европа к дикарям?
Иезуитов, доминиканцев, бенедиктинцев. Англия, как и Германия, шлет разные сорта попов, из Швеции приходят известные виды проповедников, представители различных сект. Все эти сорта не первоклассного качества.
Они настолько тощи, что им никогда не могла хоть раз причинить вред морская болезнь. Поэтому вождь племени на острове Ророто у Новой Гвинеи просил немецкого консула не присылать таких тощих попов.
Это может явиться небольшим исследованием о поваренном искусстве некультурных народов в Тихом океане, как и в Центральной Африке и на Огненной Земле.
Христианство, как известно, распадается на три большие группы: католицизм, протестантство и православие.
В Москве жил ко времени, когда разыгралась излагаемая ниже печальная история, человек по имени Алексей Дмитриевич Пятницкий, священник собора святой Евгении. Блаженной памяти Алексей Дмитриевич Пятницкий — был славный поп. Он сотворил четырнадцать чудес и так как при этом заработал 480 000 рублей, то его вызвал полицмейстер и сказал ему ни более, ни менее как следующее: «Ты свинья. Святой Панурлов, твой предшественник, давал нам от каждого чуда половику и от каждого паникадила 30 процентов. А ты, свинья, не дал ни одной копейки».
Алексей Дмитриевич Пятницкий испугался и начал сейчас же торговаться. Полицмейстер сказал попу:
— Не торгуйся много, ты, свинья, хорошо знаешь, что удавил вдову Сальникову, чтобы завладеть ее имуществом.
— Господь видит — вздыхал Пятницкий, — я это сделал, но ты, Иван Иванович, получил половину.
— Правильно! Но что я имел от этого? Тысяча рублей тут, тысяча рублей там и мне не осталось ничего. А когда ты украл с образа святой девы Марии ризу, ты мне из этого дал только три маленьких жемчужины.
— Но ты еврея Берка, которому продал жемчужины, приказал сослать в Сибирь и конфисковал его имущество.
За этим последовал долгий спор, во время которого обнаружилось, что Пятницкий насиловал паломниц.
Правоверный поп не хотел однако платить пятьдесят процентов от каждого чуда и поэтому пошел от полицмейстера к епископу.
Бедный Алексей Дмитриевич Пятницкий! епископ разделил имущество доброго попа между собою и полицмейстером и приказал, чтобы Алексей Дмитриевич Пятницкий уехал, чтобы завоевать дикарей на Тихом океане для православной церкви.
Алексей Дмитриевич Пятницкий был крутого характера. Он был принят на аудиенции самим великим князем. Тот предоставил ему четыре тысячи штук икон и таким образом послали толстого Алексея Дмитриевича Пятницкого на чужбину, чтобы он привел дикарей под знамя православной церкви.
Дорогой попу было хорошо. Он понимал свое положение: либо Сибирь, — либо крестить дикарей.
На корабле он пел псалмы и акулы бросались от корабля в сторону. И дело подвигалось к его высадке вместе с иконами на остров Рорамуро.
Вернемся теперь к началу нашей истории.
На острове Рорамуро живут людоеды первого сорта, которые миссионеров жарят в виде ростбифа с эвкалиптовыми листьями и кореньями с Модукских островов.
Православная вера была для них однако чем-то новым, — особенно такой толстый миссионер, как поп Пятницкий.
Они как раз скушали иезуита, сжарили доминиканца, приготовили к еде евангелического пастора, — они имели таким образом уже представление о всех вероучениях. Они были католиками, были евангелистами, им не хватало только православной веры.
Они посадили Алексея Дмитриевича в клетку и кормили его.
Он отдал себя во власть божию, проповедовал собравшимся перед клеткою православную веру и становился изо дня в день все жирнее, пока наконец не лопнул.
У него было самое вкусное мясо.
Жители острова Рорамуро сделались вследствие этого такими фанатическими приверженцами православной веры, что вскоре после этого даже заставили католического миссионера — перед тем как посадили его на вертел — принять православную веру.

Перевел с немецкого К. Шелавин.

Заметки к публикации: 
Первое издание: 652 .  „Lidožroutská historie“, Kopřivy 4, 1912, č. 13, 20/6.
Издание на русском: Островитяне. Пер. с нем. К. Шелавина. — Перелом, 1930, No 4, стр. 25—26.