Есть на свете государство, где ветеринаров делают министрами юстиции, а юристов — министрами земледелия. В результате между новым министром земледелия и его слугой Франтишеком произошел как-то раз следующий любопытный разговор.
Новый министр земледелия — слуге Франтишеку:
— Как видите, Франтишек, я уже министр. A propos1 Франтишек, вы знаете деревню? Сами вы из деревни?
— Так точно, ваше превосходительство!
— В деревне, должно быть, красиво, Франтишек? Часто, углубляясь в свод законов, я думаю о деревенской обстановке. Там деревья! Вы не знаете, Франтишек, что это растет на деревьях такое круглое, но разное на вид? Я видел раз, когда ехал в столицу.
— Это фрукты, ваше превосходительство.
— Ага, понял! И еще, помню, из поля вылезало что-то длинное. Когда дул ветер, оно склонялось к земле. А на верхушке волосы растут. Не знаете, что бы это могло быть? Может быть, мне теперь как министру земледелия придется иметь с этим дело, так чтобы знать.
— Это были зерновые, ваше превосходительство.
— Зерновые, зерновые... Запишите мне это слово в блокнот у телефона. Я его уже слышал. Это имеет какое-нибудь отношение к соломе?

Министр земледелия

— Имеет, ваше превосходительство. У зерновых съедобна только верхушка, но с ней много хлопот. Вам наскучит слушать, ваше превосходительство: это долгий разговор.
— Не стесняйтесь, говорите, Франтишек. Современный министр земледелия должен быть обо всем надлежащим образом информирован.
— Так с вашего разрешения, ваше превосходительство, зерно нужно молотить. Сначала хлеб скосят, потом свяжут в снопы.
— Только не так быстро, Франтишек, чтоб я мог следить. Значит, сперва делают снопы, потом скосят, и все это обмолотят. Действительно, что-то скучно.
— Да, ваше превосходительство, чтобы не забыть... Когда хлеб молотят, хлебные зерна высыпаются на землю, а то длинное, желтое, что остается, — это и есть солома. Ее подстилают скоту.
— Как? Как ты сказал? Скоту! Вот настоящий профессиональный термин. Запишите его в блокнот под словом «зерно». Я о скоте слышал. Он жрет, бегает, мычит, но об этом не говорят в гостиной... Лучше скажите мне, что бы это могло быть: я как-то ехал в поезде и у железнодорожной линии видел какие-то зеленые листья. Там стоял человек; в руке у него был какой-то предмет; он копал им под листьями и всякий раз выкапывал что-то кругловатое, беловатое.
— Это была сахарная свекла, ваше превосходительство.
— Хорошо, запишите это, Франтишек. А свеклу тоже стелют под этот... как его... скот?
— Никак нет, ваше превосходительство, этого нет в заводе. Из свеклы делают сахар.
— Это очень интересно, Франтишек. Кто бы мог подумать, что человек, который стоял там, умеет делать такие вещи... Ну, на сегодня довольно.
Тот день в министерстве земледелия все просто диву давались, почему это их новый министр шагает по своему кабинету, без конца твердя наизусть: «Скот, зерно, свекла, солома, солома, свекла, зерно, скот».

 

 

Примечания

 

1. Кстати (франц.).
 

Заметки к публикации: 
Первая публикация: „Nový pan ministr orby“. Карикатуры, 07.10.1912.
 
Публикуется по изданию: Я. Гашек. Бравый солдат Швейк в плену. М.: 1959. Перевод Н. Роговой. Илл. Е. Ведерникова.