Управление имераторско-королевских железных дорог всегда неукоснительно взыскивает причиненные ему убытки, действуя по всей строгости закона. Яркой иллюстрацией этого является такой случай, имевший место на железной дороге Ржичаны — Прага.
Как-то раз на станции Угржиневесь перед самым отходом утреннего поезда в вагон № 16862 сел гражданин, внешне ничем не примечательный.
Старый, поседелый на железнодорожной службе проводник, пересчитав пассажиров, установил, что в вагоне № 16862 едет тридцать пять человек. Дальнейшие события приняли трагический оборот. Снова войдя в вагон № 16862, чтобы проверить билеты перед остановкой в Гостиварже, проводник обнаружил, что в вагоне осталось только тридцать четыре пассажира.

Безбилетный пассажир

Уверенный, что отсутствующий может быть только в уборной, он тотчас произвел тщательный осмотр. И действительно, оказалось, что в уборной спрятался мужчина. На просьбу проводника предъявить билет он ответил, что не может этого сделать, так как прибежал на станцию Угржиневесь, когда касса уже закрылась.
Но в правилах для пассажиров ясно сказано, что в таких случаях надо сейчас же заявлять об этом проводнику, иначе отсутствие билета будет рассматриваться как мошенничество.
Провинившийся стал оправдываться, заявляя, что он так бы и поступил, если б ему вдруг не схватило живот, так что пришлось скорей бежать в уборную, где его и нашел проводник, учуявший тут попытку надуть казну на пятьдесят геллеров (потому что именно такова стоимость билета от Угржине- веси до Праги).
— В Гостиварже выясним, — сухо промолвил проводник.
И в самом деле, как только поезд остановился в Гостиварже, в вагон явился начальник станции и предложил безбилетному следовать за ним в канцелярию. Поезд пошел дальше, а безбилетный был подвергнут строжайшему допросу в присутствии жандарма, державшегося страшно строго и без конца повторявшего:
— Вы еще пожалеете об этом, попомните мои слова!
Но безбилетный пассажир стоял на своем. Он отказался уплатить пять крон штрафа (десятикратная стоимость билета) и вел себя как человек, твердо убежденный в своей правоте. Это произвело неблагоприятное впечатление, в особенности на жандарма, который что-то все записывал в свой блокнот, приговаривая ироническим тоном:
— Значит, заперлись в уборной, чтобы проехать в Прагу зайцем?
А безбилетный пассажир твердил, что касса была закрыта, и не успел он вскочить в вагон, как поезд тронулся, а тут ему схватило живот, и он стал спрашивать пассажиров, где уборная. Он клялся, призывая бога в свидетели, что, не заболи у него так живот, он непременно сообщил бы проводнику о том, что у него нет билета, и попросил бы выдать.
Уплатить штраф безбилетный пассажир решительно отказался. Мало того, он даже отказался платить пятьдесят геллеров за проезд от Угржине- веси до> Праги на том основании, что его высадили за две остановки до Праги. При этом он вынул пачку кредиток в доказательство того, что если б чувствовал за собой какую-то вину, то мог бы сразу уплатить штраф. И, в заключение, решительно заявил, что согласен оплатить проезд от Угржиневеси до Гостиваржа.
Тогда жандарм отвел его в полицейский участок, где был составлен протокол, который с приложением соответствующих документов переслали затем в суд.
Прокуратура вцепилась в это дело, как дракон; безбилетному пассажиру было предъявлено обвинение в мошенничестве. Управление императорско-королевских железных дорог тоже не поленилось — написало об этом в главное управление железных дорог в Вене, отослав туда копию допроса кондуктора вагона № 16862 и протокол, составленный начальником станции Гостиварж. Главное управление государственных железных дорог в Вене, в свою очередь, сообщило обо всем этом в министерство железных дорог с просьбой разрешить пражскому управлению создать комиссию для расследования этого дела, чтобы решить, следует ли взыскать с безбилетного пассажира штраф в размере пяти крон или же ограничиться стоимостью проезда от Угржиневеси до Праги, то есть пятьюдесятью геллерами, которых он фактически лишил управление. Министерство железных дорог разрешило поднятый главным управлением в Вене вопрос в том смысле, чтобы пражское управление взыскало с безбилетного пассажира пятьдесят геллеров за проезд от Угржиневеси до Праги, а также разрешило выслать на место происшествия комиссию.
Тем временем суд разобрал дело по обвинению безбилетного пассажира в мошенничестве. Обвиняемый опять сослался на то, что у него болел живот, и суд оправдал его, признав этот мотив уважительным. Следовательно, отпали и претензии управления железных дорог. Прокурор опротестовал приговор. Возражал уполномоченный министерства путей сообщения, настаивая на обследовании специальной комиссией места преступления, то есть уборной.
Секретариат пражского управления немедленно сообщил об этом предложении президиуму главного управления в Вене. Проконсультировавшись с уполномоченным министерства, президиум разрешил создать специальную комиссию, которая должна была установить, не мог ли безбилетный пассажир пройти расстояние от Куржи до Ржичан за указанное им время и прийти на вокзал Угржиневеси без опоздания, которым он отговаривается.
Кроме того, министерство железных дорог разрешило образовать еще одну комиссию, которая должна была выяснить, действительно ли безбилетный пассажир мог оправиться к тому моменту, когда проводник при подходе поезда к Гостиваржу открыл уборную, или же справедливо утверждение проводника, что за столь короткий срок совершить все, о чем говорил безбилетный пассажир со своими спутниками до ухода в уборную, совершенно невозможно. Обе комиссии были созданы 22 июня и уже к 28 августа закончили свою работу. В каждую комиссию входило двадцать пять обследователей и три консультанта по строительству.
Обе они вместе обошлись государству в две тысячи восемьсот шестьдесят шесть крон. Тщательно расследовав все обстоятельства дела, обе комиссии пришли к заключению, что за указанный период времени безбилетный пассажир имел возможность подбежать к кассе до ее закрытия и приобрести за пятьдесят геллеров билет для проезда от Угржиневеси до Праги. Далее, члены комиссии убедились, что за столь короткий срок, который указывает безбилетный пассажир, — считая от той минуты, когда он вошел в уборную вагона № 16862, до прихода проводника, — оправиться абсолютно невозможно. Следовательно, все его объяснения от начала до конца лживы: он просто поставил себе целью обмануть государство на пятьдесят геллеров.
При рассмотрении кассационной жалобы сенат утвердил решение суда об оправдании безбилетного пассажира, предложив железной дороге взыскать пятьдесят геллеров в гражданском порядке.
В общем министерство путей сообщения потеряло на этом три тысячи шестьсот семьдесят восемь крон семьдесят девять геллеров, так что нам угрожает новое повышение стоимости железнодорожных билетов.

Заметки к публикации: 
Первая публикация: „Muž bez lístku“. Карикатуры, 13.03.1911. Подписано: Антонин Кочка (Antonín Kočka).
 
Публикуется по изданию: Я. Гашек. Бравый солдат Швейк в плену. М.: 1959. Перевод Н. Роговой. Илл. Е. Ведерникова.