Гениальный чешский писатель Ярослав Гашек занимает почетное место как в национальной, так и в мировой литературе — он талантливейший продолжатель чешских традиций в области сатиры и юмора, основанных Карелом Гавличеком-Боровским и Яном Нерудой, и автор первого сатирического романа в мировой социалистической литературе.
Несмотря па всемирное признание художественного таланта и литературного подвига писателя, его личность еще во многих отношениях остается загадкой.
Когда я читаю воспоминания о нем, мне приходит на ум интересная новелла Г. К. Честертона — ее герой, капитан Гехеген, сказал трем женщинам одну фразу, которая была понята ими по-своему, ибо каждая из них услышала только то, что хотела услышать, а капитан из-за этого едва не угодил на скамью подсудимых. Нечто подобное происходит и с Гашеком. В мемуарах его друзей порой трудно понять, где правда, а где вымысел. Чтобы найти истину, приходится устраивать «очные ставки», сопоставляя рассказанное с документами. Найдя истину, убеждаешься, что главный мистификатор, автор многочисленных загадок — сам Ярослав Гашек.
Избрав для себя нелегкий труд писателя-сатирика в стране, почти триста лет находившейся под иноземным гнетом, Гашек вынужден был прибегнуть к маске — маске пустого бездельника, трактирного завсегдатая, шута, бесшабашного и беспринципного человека. Тем, кто воссоздавал такой образ в своих воспоминаниях, даже не приходило в голову, что этот человек был большим тружеником и весьма плодовитым писателем. Правда, сохранились и другие свидетельства — мемуары, рассказывающие о жизни и деятельности Гашека в Советской России. С их страниц перед нами встает образ иного человека — коммуниста, журналиста-политбойца, комиссара-интернационалиста. От прежнего Гашека у него осталось только остроумие сатирика. Нет никакой маски, никаких псевдонимов — против врагов Страны Советов он сражался с открытым забралом.
К сожалению, многие не могли или не желали понять эту удивительную метаморфозу писателя. Его творчество явилось предметом и ареной острой идеологической борьбы. Буржуазные литературоведы не смогли дать объективную оценку литературного наследия Гашека. По мнению Ю. Фучика, они увидели в личности писателя феноменальное социологическое явление, состоящее в единстве жизни и творчества, но не признавали ни подлинных достоинств писателя, ни его места в чешской литературе — А. Новак, Я. Якубец относились к Гашеку как ко второстепенному, тривиальному автору и только один Ф. К. Шальда оценил его как талантливого критика чешского мещанства и как создателя «Швейка». Творчество писателя трактовалось и с позиций вульгарного социологизма, рассматривавшего Гашека как «попутчика» пролетариата, и с позиций ревизионизма, отвергавшего оценку творчества Гашека, данную марксистским литературоведением. Объективную, научную оценку литературного наследия чешского сатирика дали коммунисты 3. Неедлы, И. Ольбрахт, Э. Э. Киш, Ю. Фучик, В. Незвал, М. Пуйманова, 3. Анчик и др. Они показали Гашека — человека, писателя, революционера.

Социалистическая Чехословакия бережно относится к литературному наследию великого сатирика. В настоящее время завершено издание полного собрания его сочинений, создан научно-методический центр гашековедения при Институте чешской и мировой литературы, ведется большая работа по исследованию биографии и творчества писателя.
И. В. Гёте советовал: чтобы понять поэта, нужно отправиться в его страну. Страна Гашека — не только Чехословакия, которую я люблю и знаю более тридцати лет, — это также наша страна, где Гашек стал убежденным борцом за коммунизм, это эпоха, в которую жил и творил писатель, это мир его книг и книг о нем, это документы чехословацких и советских архивов, это многомиллионная армия читателей и поклонников Гашека и его бравого солдата.

Собирая материалы для повести «Красный Ярда», я целый месяц путешествовал по гашековским местам — побывал в южной Чехии, где более трехсот лет проживал крестьянский род Гашеков, в Праге, где родился писатель, и в местечке Липнице, где он умер. Я познакомился не только с гашековской Прагой, но и с его архивом, хранящимся в знаменитом Музее национальной письменности. Путешествуя по стране, я всюду убеждался в огромной популярности писателя. Уже одно его имя вызывало веселую улыбку у моих собеседников — простых чешских людей. Они охотно рассказывали о нем, а железнодорожники в Таборе даже показали место, где Швейк пил пиво «кружку за кружкой» перед своим «анабазисом» — походом.
Творчество писателя показало мне, что смех Гашека, его юморески и блистательные импровизации были вызваны к жизни не только желанием блеснуть в среде своих друзей, быть в центре внимания, нет, смех Гашека всегда имел высокую и благородную цель — освобождение своего народа от национального и социального гнета. Настоящим борцом за счастье трудящихся он стал в Советской России.
Ключи к образу Гашека вручил мне сам Гашек, а документы, воспоминания его друзей и работы гашековедов дали мне необходимые детали, чтобы я мог по мере сил воссоздать образ Гашека — образ замечательного человека, гениального писателя и мужественного борца.