Великий гражданский и литературный подвиг Ярослава Гашека принес ему заслуженную мировую славу.
Первая слава пришла к писателю в необычном обличье— это была слава короля пражской богемы, нарушителя общественного спокойствия, импровизатора-мистификатора. Гашек был популярным автором и сколько бы он ни скрывался под своими многочисленными псевдонимами, читатель всегда узнавал его.
Другая, уже более зрелая слава сопутствовала Гашеку-солдату, политбойцу, коммунисту, комиссару-интернационалисту. Он активно участвовал в чешском национально-освободительном движении и гражданской войне в Советской России. Гашек прошел революционную школу и коммунистическую закалку, приобрел опыт работы в массах, выполнял многочисленные задания партийных органов и военного командования.
Последнюю славу Гашеку принес роман о бравом солдате Швейке — тут блестящий талант писателя и журналиста довоенной Чехии обогатился опытом бойца-легионера и красного комиссара. Только теперь Гашек оказался способным написать роман о судьбе маленького человека, борющегося всеми доступными ему средствами против бесчеловечного абсолютизма и оголтелого милитаризма. В это время «периферийный» писатель становится всемирно известным сатириком.

Личность Гашека феноменальна — его феноменальность заключается в единстве жизни и творчества. Мировоззрение писателя начало складываться очень рано, оно постепенно расширялось и углублялось. Уже в общем взгляде юного Гашека на мир преобладали стихийно-материалистические, атеистические и диалектические элементы. В молодые годы он придерживался абстрактных либеральных взглядов на развитие общества и искусства. По мере знакомства с общественной жизнью Чехии его социально-политические взгляды радикализировались и стали анархо-коммунистическими, а порой близкими социал-демократическим. Поскольку он скоро увидел пороки идеологии анархокоммунизма и правого социал-демократизма, то всерьез эти идеологические формы никогда не принимал. Во время работы в «Чехословане» он занимал весьма шаткие идейно-политические позиции и выход из своего духовного кризиса нашел только после того, как познакомился не с фальсифицированной, а подлинной научной и революционной идеологией марксизма-ленинизма. Он искренно и горячо принял идеи научного коммунизма и стал убежденным сторонником Октября. В 1918 году, отвечая на вопрос анкеты, к какой партии он принадлежит или какой сочувствует, он написал — к партии большевиков-коммунистов, а на вопрос, сочувствует ли Советской власти, однозначно ответил, жирно подчеркнув: коммунист. Я. Гашек стоял рядом с такими выдающимися коммунистами-интернационалистами, как М. Залка и Д. Рид. В 1920 году, вернувшись на родину, он сотрудничал с «Руде право», а на книге, подаренной члену дружины «Сокол», написал: «Брату Шольцу — коммунист Гашек».
Эстетические взгляды писателя развивались в русле его общего мировоззрения. Ф. Лангер, хорошо знавший Гашека в годы деятельности ПУПРЗ, свидетельствует о том, что писатель не любил споров о литературе — либо молчал, либо старался перевести разговор па другую тему. К модернизму относился резко отрицательно. Эстетическое отношение к действительности он высказал в своих произведениях. Уже в начале творческого пути Гашек отвергал декадентское искусство и высмеял его («Майские выкрики»).
В борьбе, происходившей между писателями-реалистами (А. Ирасек, К. В. Раис, С. Чех, Я. Арбес и др.) и приверженцами модернизма (группа журнала «Модерни ревю» во главе с А. Прохазкой, молодой С. К. Нейман, О. Бржезина и др.), Гашек поддерживал реалистов. Свое литературно-эстетическое кредо он высказал в рассказах и фельетонах («Молодые направления», «О национальной песне», «Социальная поэзия», «О поэтах», «Школьная хрестоматия» и др.).
Изображая творческие муки своего товарища Л. Гайека-Домажлицкого, искавшего сюжет для рассказа, Гашек советовал ему искать его в самой жизни, знакомясь с людьми — слушая, о чем они говорят и наблюдая за тем, что они делают («Молодые направления»), он остроумно полемизировал с декадентами. Говоря об одном поэте-декаденте, Гашек писал: «Он ощущает в себе какое-то неведомое огорчение и потому пишет стихи; ощущает какую-то странную тоску и потому пишет стихи; ощущает какую-то сильную боль в душе и потому пишет стихи».
Писатель связывал литературно-эстетические проблемы с общественными задачами. Литература должна вторгаться в жизнь и бороться с социальным злом, указывать путь его устранения, а не изображать трудящихся как жалких и страдающих бедняков («Социальная поэзия»).
Гашек разоблачил мнимую буржуазную «свободу творчества». Честный литератор голодает или еле сводит концы с концами. Когда он подает прошение о пособии, его вызывают в полицию и обращаются с ним как с преступником («Пособие неимущим литераторам»).
Отражательный характер искусства, познание истины, соответствие образа изображаемому объекту действительности составляют основу эстетических воззрений писателя. С реалистическим отражением действительности у Гашека связан н принцип народности. Р. Пытлик показал, что понятие народности у него неоднозначно и динамично: в раннем творчестве писателя присутствуют фольклорные элементы этнографического и социально-критического характера, в период его анархистских увлечений и в последние годы перед ножном народность в его произведениях приобретает характер фольклора городской периферии. При создании романа о бравом солдате принцип народности воплощается прежде всего в фигуре главного героя, в его взгляде на войну и в выборе композиционных и стилистических средств, близких к разговорной импровизации.
Художественное творчество Гашека было связано с главным направлением литературного процесса в Чехии первой четверти нашего века. До 1917 года он — один из самых ярких чешских писателей критического реализма. Основа довоенного творчества Гашека — острая социально-политическая сатира. После Октября он становится выдающимся представителем зарождающейся революционной чешской литературы, литературы социалистического реализма. Это признают многие чешские писатели. «Я считаю «Бравого солдата Швейка», книгу, проникнутую пролетарским мировоззрением и мировосприятием, самым выдающимся произведением чешской пролетарской литературы», — писал И. Ольбрахт.
Творчество Гашека отразило важный период истории Австро-Венгрии, жизнь чешского общества эпохи империализма, упадка чешского буржуазного общества. В юморе и сатире писателя звучит и добродушный, и бичующий смех чешского народа, чувствующего приближение гибели старого мира и не желающего больше подчиняться своим угнетателям.
Литературное наследие писателя содержит в себе огромные познавательные, художественные, нравственные и воспитательные ценности.
Я. Гашек совершил великий литературный подвиг. Об этом хорошо сказал национальный герой ЧССР Ю. Фучик: «Заслуга Ярослава Гашека состоит именно в том, что он сумел гениально найти Швейка и поставить его в такие условия, в которых, проявились все существенные признаки его натуры».

Писатель опасался, что читатели не поймут его книгу о Швейке и, действительно, многие люди не сразу оценили столь необычное, новаторское произведение. «Я не знаю, — писал Гашек о «Швейке», — удастся ли мне этой книгой достичь того, к чему я стремился». Сомнения писателя оказались напрасными. Люди поняли его книгу и высоко оценили ее художественные достоинства. Писатель открыл новый литературный тип и новое слово «Швейк», от которого ныне образуются многие производные слова. Швейк стал настолько популярен, что его стали брать напрокат другие писатели. Были попытки закончить роман после смерти автора. Продолжение четвертой части гашековского «Швейка» и «Бравый солдат Швейк в плену», написанные К. Ванеком, — неудачные подражания, они не соответствуют духу сатиры и юмора Гашека. «Как сразу все добреет и тупеет...» — заметила по этому поводу М. Цветаева.
Во время второй мировой войны появились новые подражания.
Литературное наследие Гашека прочно вошло в мировую культуру. Писатель получил всемирное признание и сам стал предметом художественного изображения в литературе, графике, пластике, кино и телевидении.

Графический образ писателя создали его друзья-художники 3. Кратохвил, Й. Лада и Я. Панушка. Известны также рисунки З. А. Лонгена и Ф. Зауэра. Й. Лада иллюстрировал сочинения писателя и книги о нем. Графический образ комиссара Гашека создан Ладой в иллюстрациях к бугульминскому циклу рассказов и на обложке сборника рассказов о Советской России — писатель сидит у блиндажа и что-то пишет, а неподалеку рвутся снаряды.
Гашек — подлинно народный писатель. Его творчество стало как общенациональным, так и всемирным достоянием. На родине писателя закончилось издание полного собрания сочинений и писем, роман о бравом солдате издается большими тиражами, выпускаются отдельные тематические сборники. Издан ряд книг гашековедов — исследователей биографии и творчества писателя. В республике созданы научно-просветительные учреждения — кабинет Ярослава Гашека при Институте чешской и мировой литературы, Общество друзей Ярослава Гашека, Домик-музей Ярослава Гашека в Липнице, памятник-трактир «У Чаши». В Липнице ежегодно проводится общегосударственный фестиваль сатиры и юмора, на котором присваиваются звания лауреатов, присуждаются почетные дипломы п премии имени Я. Гашека лучшим литераторам, исследователям и популяризаторам творчества писателя, проводятся конкурсы на знание произведений Я. Гашека, демонстрируются лучшие кинокомедии, устраиваются выставки шаржей и карикатур («Дикогалерея»), организуемые сатирическим журналом «Дикобраз», выступают артисты эстрады.

В трактире «У Чаши» в шесть часов вечера собираются поклонники Гашека, для которых разыгрываются короткие сценки по роману о бравом солдате. Бармен Б. Стрнад работает за двоих — наливает за смену более двух с половиной тысяч кружек пива и играет роль пана Паливца.
Образ Швейка вошел в наш быт. Его мы видим на сцене, экране, эстраде, голос его слышим с граммофонных пластинок, он поет в опере и в оперетте, глядит со значков и почтовых марок. Фигурки Швейка из разных материалов служат талисманами хорошего настроения и сувенирами, напоминающими о его родине. Кукла-Швейк в человеческий рост — «запасной игрок» национальной чехословацкой хоккейной команды.

Сбылись шутливые слова Гашека о том, что он — самый великий чешский писатель и что человечество должно по достоинству оценить его. По данным ЮНЕСКО, чешская литература входит в число десяти наиболее переводимых литератур, а Ярослав Гашек — самый популярный чешский писатель. В 1983 году исполняется столетие со дня его рождения. ЮНЕСКО объявило этот год годом Ярослава Гашека и приняло предложения правительства ЧССР о праздновании этого юбилея. В стране создан гашековский инициативный комитет. Подготовка к юбилейным торжествам идет полным ходом.
Имя чешского писателя дорого советским людям — он сражался за Советскую власть и оставил о себе во многих городах нашей страны добрую память. Его именем названы библиотеки, улицы, Дома культуры, школы. В Бугульме открыт Музей Ярослава Гашека, в Москве существует Общество друзей Ярослава Гашека. Огромными тиражами издаются сочинения писателя.
Писатель дорог всему человечеству как страстный поборник мира. Имя великого чешского сатирика должно стоять в пантеоне всемирной литературы рядом с Аристофаном, Апулеем, Петронием, Ф. Рабле, Дж. Свифтом, Р. Э. Распе, Н. В. Гоголем, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым и М. Твеном. «Если бы Чехословакия имела только одного Гашека, — сказал французский писатель Ж. Р„ Блок, — то уже тем внесла бы в мировую сокровищницу вклад вечной ценности». Датский писатель М. Андерсен-Нексе видел в бравом солдате Гашека «гениальную фигуру революционного народного духа», немецкий писатель Б. Брехт считал роман Гашека одним из трех знаменитейших произведений, создавших мировую литературу XX века.
Гашек дорог нам как страстный, неумолимый и беспощадный критик буржуазного общества и как стойкий борец за новое, коммунистическое общество, в котором не будет ни эксплуатации человека человеком, ни национального угнетения, ни социального неравенства, ни духовного порабощения. Он дорог нам как гуманист, демократ, революционер, коммунист и как писатель, правдиво изобразивший в своих произведениях жизнь чешского общества эпохи империализма и первые шаги социализма в нашей стране.
Гашек дорог нам как защитник прогрессивных национальных и интернациональных традиций, традиций коммунистического рабочего движения. Гашек основал культурную традицию чешского народа, получившую свое название от его имени — гашековскую. Эта традиция особенно ярко проявляется в литературе, искусстве, туризме и кулинарии.
Гашек дорог нам как верный друг нашего народа. Он сражался в рядах Красной Армии против врагов советского строя и тем прокладывал путь к дружбе между нашими пародами на вечные времена. Гашек — не только крупнейший представитель чешской литературы начала века, но и в известной степени советский писатель и журналист.
Гашек принадлежит всему прогрессивному человечеству как один из зачинателей мировой социалистической литературы. Его литературное наследие является мощным оружием в борьбе с антикоммунизмом, национализмом, милитаризмом и клерикализмом, в борьбе за утверждение светлых идеалов человечества — мира, демократии и социализма.
Он — наш современник и наш соратник но борьбе. Его острая сатира продолжает сражаться.