Прошу прощения у читателя, что вынужден заняться в этих строках такими людьми, как содержатели публичных домов. Особенно должен я извиниться перед достопочтенным духовенством и членами католической газетной лиги, которым эти строки мои причинят сильную и мучительную досаду. Дело в том, что эти господа, не успеет выйти номер «Крапивы»1 тотчас набрасываются на него как сумасшедшие, говоря, будто хотят проверить, нет ли там чего безбожного и безнравственного. Может быть, это и правда, но несомненно, что произведения безбожные читаются с меньшим удовольствием, чем безнравственные. И как только эти лица прочтут заглавие рассказа, так щелкнут пальцами и скажут:
— Ага, вот оно!
И обрадуются, предвкушая моральное сокрушение, которое доставит им описание самых разнузданных оргии. Как мне жаль, что мой рассказ обманет их ожидания! Потому что — предупреждаю заранее — рассказ мой будет строго нравственным.

Публичный дом и христианско-социальная партия

Итак, в городе Цыганово было два публичных дома, друг с другом конкурировавшие. С виду — кафе-ресторанчик, а на самом деле... ну, читателю понятно. Оба хозяина процветали: каждый покупал один дом за другим. Но обоим казалось, что дело могло бы подвигаться вперед быстрей.
И когда один владелец «кафе-ресторанчика» — пан Фатерхауз — читал в газетах сообщения и статьи о дороговизне мяса, он всякий раз, нахмурившись, говорил себе:
— Только человеческое мясо не дорожает. Вот это была бы торговля! А можно бы выйти из положения, если б не проклятая конкуренция. Этот окаянный Чочовичка!
Чочовичка был владельцем другого «кафе-ресторанчика», и Фатерхауз подозревал, что он не согласится повысить цены.
И вот получилось так, что оба владельца «кафе-ресторанчиков» друг друга возненавидели, так как каждый подозревал другого в желании навредить ему.
Как-то раз Фатерхауз, выйдя на утреннюю прогулку, увидел на стене неподалеку от своего дома новую вывеску. Это его заинтересовало. Он прочел:

Секретариат

филиала христианско-социальной партии в Цыганове.
Часы приема: 9—12, 3—5.

У каждого человека бывают минуты гениального озарения. Они не так часты, но их не забудешь. Говорят, в такие минуты даже у национал-социалиста может зародиться разумная мысль. Наверное утверждать нельзя, но кто знает?..

Такое мгновение пережил теперь Фатерхауз. Ему вдруг пришло в голову, что здесь он найдет наконец то, что искал: основание или предлог для повышения цен! Каким образом? Это ему еще не было ясно, Но он решил, что так или иначе, а найдет.
Днем он надел черный костюм и отправился в секретариат филиала христианско-социальной партии. Он немножко боялся, что его не примут, потому что они там насчет нравственности, наверно, как одержимые. Но на этот случай он уже разработал целый план.
Он постучал в дверь и, услышав в ответ «войдите», вошел.
За столом сидели несколько плохо одетых личностей, которых Фатерхауз, по обычаю своего «кафе-ресторанчика», тотчас оценил, прошипев сквозь зубы короткое, но выразительное словечко:
— Шушера!
Потом отвесил глубокий поклон и, опустив глаза, медленно проговорил:
— Хвала господу Иисусу Христу!
— Во веки веков, — с достоинством ответил секретарь и пошел ему навстречу. — Что вам угодно?
— Я хотел бы вступить в ряды христианско-социальной партии.
— Поздравляю вас с этим решением. Теперь уже ясно, что мы одни гарантируем успех национального и экономического развития. Прошу садиться, высокочтимый пан!
Фатерхауз сел, а секретарь взял лист бумаги и спросил:
— Позвольте узнать имя, фамилию?
— Вилем Фатерхауз.
— А профессия, с вашего разрешения?
— Я думаю, она не явится препятствием для принятия в партию: я владелец кафе-ресторана.
В глазах у секретаря промелькнуло плотоядное выражение.
— Этого... ночного?
Фатерхауз кивнул.
— С женским персоналом? Шикарным?
— Надеюсь, останетесь довольны, пан секретарь,— ответил Фатерхауз.
— Загляну, загляну. Но, видите ли, такая профессия... Вы от нее не отказались бы... понимаете... ну хоть так, для общества? Правда, в период светской власти пап не один из них сам был владельцем... Но это к делу не относится. Да в общем, нет надобности отказываться.
Но вам надо что-то сделать, из чего было бы видно выдающееся морально-воспитательное влияние нашей христианско-социальной партии, принести нашему движению какую-то жертву.
— Я уже подумал об этом, пан секретарь,— последовал ответ. — И надеюсь, что вы будете довольны. От промысла отказаться я не могу, но хочу предложить кое-что другое. Вы сами знаете, что человека испорченного трудно исправить, но именно поэтому очень важно оградить от гибели молодежь. Каким образом? Это кажется сложным только тому, кто незнаком с положением вещей. У молодежи никогда не бывает лишних денег, чтобы сорить ими. И если я подниму ограду вокруг любви немного выше, все в порядке. Иными словами, в интересах общественной нравственности и для успеха нашей христианско-социальной партии я был бы согласен у себя в заведении удвоить цены.
— Превосходно! — отозвался секретарь.— Тогда люди неиспорченные вместо вашего заведения будут посещать проповеди, ходить в церковь. Удвоить цены! Превосходно!.. Но, — прибавил он шепотом, — для членов партии...
— Останутся в силе прежние цены,— ответил, тоже шепотом, Фатерхауз.— Однако я должен вам сказать, что все это я могу провести в жизнь только при одном условии.
— А именно? — спросил с упавшим сердцем секретарь.
— Что мой конкурент пан Чочовичка тоже вступит в организацию и повысит цены.
— Полагаю, что он это сделает, узнав, насколько христианско-социальная партия своим морально-оздоровительным мероприятием повысит доходность его заведения...
Надо ли говорить, что Чочовичка вступил в партию и сделал все, что требовалось. Но когда они оба встретились, он сказал Фатерхаузу:
— Если б мы договорились вдвоем, то могли бы сэкономить на организационных расходах.
— Пустяки, — ответил Фатерхауз,— зато теперь приходские священники и капелланы нашей округи перестанут ездить в Прагу.

 

Примечания

 

1. «Крапива» («Kopřivy») — сатирический журнал чешской социал-демократической партии; этот рассказ Гашека был напечатан в нем.— Прим, перев.

 

Заметки к публикации: 
Первая публикация: „Jak vstoupili v obci Cikánově bordeláři do křesťanskosociální organizace“, Копршивы, 1.08.1912. Подписано: Ян Ступа (Jan Stoupa).
 
Публикуется по изданию: Гашек Я. Страшная клятва:  атеистические рассказы. послесл. С.Востоковой ; худ. Е.Ведерников. -  М. :  Политиздат, 1965.
 
Пер. Д. Горбова.