На Мысликовой улице в Праге жила богобоязненная супружеская чета купеческого звания. Она была дочерью состоятельного купца, а он унаследовал после отца большую лавку, которую сделал еще доходнее, вложив в предприятие деньги, доставшиеся в приданое его жене.
Так и жили супруги, вознося молитвы богу среди бочек и селедок, мешков кофе с острова Цейлона, индийских пряностей и сахара из Чаковиц.
Молитвы их приносили плоды. Состояние супругов росло и множилось, и лампадку, висящую над входом, купец Пажоух заправлял уже не обычным лампадным маслом, а самым чистым прованским. Когда они разбогатели еще больше, в лампаде стали жечь ацетилен, а когда Пажоух купил дом, то велел ввернуть в лампадку электрическую лампочку; позже, имея уже три филиала в Праге, он повесил в лавке электрический транспарант: «Благослови нас, господи». Вскоре после этого супруга его слегла и родила хорошенького, миленького мальчика, которому при крещении дали имя Богуслав. Дитя крестил сам вышеградский каноник, а богобоязненный купец Пажоух совершил в этот день немало добрых дел и среди прочих послал бедной семье рабочего Конипасека кило сахару.

В отличие от богобоязненного богатого купца рабочий Конипасек, облагодетельствованный Пажоухом, с большим трудом перебивался с хлеба на квас и казался человеком совершенно опустившимся. Случалось, что ему с женою совсем есть было нечего; потому он даже в господа бога верить перестал. И в своем неверии дошел до таких мерзких поступков, что однажды был арестован на три месяца. Тогда он совсем забыл бога и переметнулся к Ферреру1.
Казненный Феррер стал новым божеством Конипасека; здоровался он и с Бартошеком и Мысликом, Пеланту2 говорил «наздар» и «привет» доктору Боучеку3. Зато, когда проезжал архиепископ в своей коляске, Конипасек не только не снимал шапку, но дерзко кричал: почему это, мол, он сам не может кататься в коляске, ведь все мы равны. У него было много неприятностей, но сколько его ни арестовывали, Конипасек не исправлялся, а продолжал гнуть свое, твердя, что желает ездить в архиепископской коляске, и, приветствуя Пеланта, по-прежнему говорил «наздар».

У Конипасека была жена, вначале еще не столь испорченная; тогда еще трудно было предугадать, каким странным образом скажется на судьбе этой женщины известная пословица, что дурные примеры заразительны. Сначала-то она еще верила в бога. Но вот для нее настали времена, которые называются «ожиданием материнских радостей».
Она смело глядела в будущее, и тут-то ее безнравственный супруг Конипасек начал говорить, что не позволит крестить дитя, и обратился в журнал «Вольна мышленка» за советом — что ему делать; денег на крещенье у него нет, и вообще он поднимет скандал — ведь не может же он крестить ребенка, раз это противоречит его убеждениям.
Денег ему в «Вольной мышленке», конечно, не дали, зато подали добрый совет: отречься вместе с женой от церкви и просто заявить в магистрате, что у них родился ребенок и назван так-то.
Конипасек так и сделал. Отрекся с женой от церкви и, подумав, решил дать ребенку имя Феррер — Феррер Конипасек.
Вопреки всякому вероятию, то интересное положение, когда женщины неохотно показываются на улице, слишком затянулось у жены Конипасека. Городская акушерка отказалась ходить за ней; и когда стало известно, что оба супруга отреклись от церкви, а беременность перевалила уже на двенадцатый месяц, повитуха позвала ветеринара.
Ветеринар был раньше капелланом, но, после того как капелланам отказались увеличить оклад, сложил с себя сан и получил диплом ветеринара.
Осмотрев отрекшуюся от церкви Конипасекову, он заявил, что у нее может родиться только черт мужского пола.
Его слова оправдались. Конипасекова родила чертенка, густо заросшего черными волосами, как грубошерстный пинчер. Язык у чертенка был длиною в четверть метра и светился фосфорическим светом; прекрасно развитые рожки, совершенно как у взрослого черта, прелестно загибались вперед, а хвост у него был бархатный, очень нежный, но вместе с тем, дорогие христиане, необычайно длинный!
Сначала в семье Конипасеков стоял великий стон, супруги увидели в этом перст и наказание божье. Обо всем узнал Пелант и, обозрев черта, упал в обморок. Когда его привели в чувство, он убежал, собрался было вернуться в лоно церкви, да, мучимый угрызениями совести, уехал в Америку.

Об этой истории проведал некий предприимчивый импрессарио всемирно известного паноптикума братьев Вильсон. Импрессарио посетил семью безбожных Конипасеков и предложил двенадцать тысяч фунтов стерлингов в год за показ публике черта Феррера Конипасека, то есть двести восемьдесят восемь тысяч крон.
Конипасеки сделались страшными богачами, зато у семьи богобоязненного купца Пажоуха дела шли все хуже и хуже.
Когда черту Ферреру Конипасеку исполнилось восемнадцать лет, у его родителей, даже при том широком образе жизни, который они вели, состояние перевалило за полтора миллиона. А восемнадцатилетний сын богобоязненных христиан Пажоухов, благочестивый Богуслав, успел тем временем промотать все отцовские деньги и под конец устроился слугой в дом безбожника Конипасека, который совершенно бескорыстно советует каждой семье, где ожидают ребенка: «Отрекитесь от церкви, и увидите, как господь благословит вас!»
Недавно Конипасек усыновил Пеланта, а его первый сын, черт Феррер Конипасек, до сих пор пользуется любовью публики и процветает духом и телом. Нынче он весит вместе с хвостом и языком сто восемьдесят килограммов и читает журнал «Вольна мышленка».


 

Примечания


 

1. Феррер, Гуардиа Франциско (1859—1909) — видный испанский просветитель-антиклерикал и педагог. В 1909 году казнен по ложному обвинению в организации антиправительственного восстания в Барселоне. Феррер был участником проходившего в Праге конгресса Всемирного Союза свободомыслящих — международной атеистической организации, созданной в Брюсселе в 1880 году. Движение «Свободная мысль» в Чехии конституировалось в 1906 году. Его органом стал журнал «Вольна мышленка» (1905—1910).
2. Бартошек, Мыслик, Пелант — основатели и руководители движения «Свободная мысль» в Чехии. Бартошек, Теодор (1877—1954) — пражский адвокат, прогрессивный общественный деятель, позднее — член Компартии Чехословакии. Мыслик, Юлиус (р. 1877) — первый председатель «Свободной мысли» в Чехии, редактор журналов «Вольна мышленка» и «Гавличек» (1908— 1914, 1920—1921). Пелант, Карел (1874—1925) — журналист, редактор «Вольной мышленки».
3. Боучек, Вацлав (1869—1940) — адвокат и общественный деятель, активный участник движения «Свободная мысль»

 

Заметки к публикации: 

Журнал «Карикатуры» № 6, 27.III.1912 г.