В лавине чествований и юбилеев, которыми человечество отмечает различные выдающиеся события, оказавшие влияние на прогресс и развитие человеческого духа, канула в Лету забвения весьма существенная дата. Согласно еврейскому календарю, мы живем в году от сотворения мира 5671, а согласно данным библии, в году по сотворении мира 671 земной шар постигло страшное бедствие — всемирный потоп. Таким образом в нынешнем году исполнилось ровно пять тысяч лет со знаменательного события, имеющего всемирно-историческое значение.
Меня несказанно удивляет, что ни церковь, ни одна из наших политических партий не обратили внимания на этот юбилей, хотя доказано, что именно всемирный потоп самым решающим образом повлиял на формирование существующих у нас общественных и политических отношений.
Вообще-то само это событие достаточно хорошо известно из библейской истории. Люди начали на Земле множиться и «брали себе в жены всех, кто только им понравится». И сказал тогда бог, что очень сожалеет, что сотворил на Земле человека и что он все теперь истребит: от людей до скотов. Из всех расселившихся тогда по Земле живых тварей он сделал исключение лишь для некоего господина Ноя, который «был справедливым» и «постоянно ходил с богом». Бог приказал ему построить ковчег, разместиться там со всей своей семьей и прихватить с собой по паре каждого вида из существующих животных.
После этого разверзлись хляби небесные и на Землю обрушились потоки воды. Потоп продолжался сорок дней и сорок ночей. Ной в своем ковчеге закрепился на горе Арарат, а когда наконец вода спала, он вышел с семьей и со всеми животными на сушу.
С какими чувствами обращаемся мы сейчас к пятитысячной годовщине этого события и к тем далеким временам? Если мы задумаемся над тем, какое значение имел для нас всемирный потоп, то увидим, что без него наша жизнь была бы совершенно иной. Подвиг Ноя должен навеки остаться в сердцах благодарного человечества.
Подумайте только, где бы мы набрали столько политических партий, если бы Ной вдруг забыл прихватить с собой некоторые породы скота! Безуспешно оглядывались бы мы в нынешнем юбилейном году вокруг в поисках, например, национальных социалистов, если бы Ной не сохранил в своем ковчеге ряда животных, без которых означенная партия должна была бы погибнуть. А тому, что среди нас еще живут некоторые берущиеся за воспитание детей клерикалы, о которых мы ежедневно читаем в «Заржи» и в «Право лиду», мы обязаны опять-таки Ною: в своем ковчеге он уберег от вымирания свиное поголовье. А что было бы с нашим дворянством, если бы Ной не взял с собой некоторые виды птиц, о которых в библии говорится, что они не сеют и не жнут, а живут так, как не снилось и самому царю Соломону со всей славой его? Без Ноя не было бы у нас и таких животных, которые любят ловить рыбку в мутной воде, да при этом всегда еще ухитряются плыть по течению.
Нужно вспомнить и об аграриях1. Ведь не будь сохраненных Ноем волов, они бы и ноги протянули: перед кем бы тогда они опускали таможенные шлагбаумы на сербских границах?2
Все это было сохранено для нас Ноем! Поэтому мы с гордостью и любовью обращаемся сейчас к памяти этого доблестного мужа, невзирая на то, что к старости он стал алкоголиком. Нас только чрезвычайно удивляет, что его юбилей не празднуется как раз в тех кругах, которых это больше всего касается. Вспомнило о нем лишь одно австрийское военное ведомство: в честь пятитысячного юбилея Ноева ковчега оно построило свой первый дредноут. А так везде тишина, листик не шелохнется. Наверно, потому, что всюду военная напряженность.
Поднялся какой-то шум на Балканах, приходит в движение Марокко — похоже, что близится война и много людей из разных стран сложат свои головы на полях сражений.
Вот я и думаю, что бог вспомнит о забытом было пятитысячном юбилее и, как и пять тысяч лет назад, будет «сожалеть, что сотворил на Земле человека».


 

 

Примечания


 

1. Аграрии — представители крайне реакционной буржуазной аграрной партии. Начало возникновения партии относится к 80-м гг. XIX в.
2. После парламентских выборов 1907 г. аграрная партия стала одной из самых влиятельных буржуазных партий. По настоянию аграриев в Австро-Венгрии были введены запретительные пошлины на ввоз сельскохозяйственных продуктов, скота.

 

Заметки к публикации: 

Журнал «Копршивы», 14.1Х.1911 г.

В своих произведениях Гашек нередко обращался к библейским сюжетам, вкладывая в них актуальное политическое содержание. Примером может служить и публикуемая юмореска. Используя известную легенду из Библии о всемирном потопе, сатирик издевается над трусливой политикой чешских буржуазных партий национальных социалистов, аграриев и других. Разоблачая гонку вооружений, проводившуюся правящими кругами Австро-Венгрии, и указывая на рост международной напряженности, писатель предсказал приближение мировой войны.