Молодой Али Бали отправился в далекий путь... Посреди голой пустыни его застигла ночь. Вдруг он увидел вдалеке какое-то возвышение. Приблизившись, Али Бали понял, что это была гробница некоего святого. Он попросил сторожившего гробницу старика приютить и покормить его.
Утром юноша хотел продолжить свой путь. Но Мезерех Хаджи (так звали старика) стал просить его остаться, говоря, что он уже стар и немощен и что Али Бали мог бы помогать ему собирать дары, которые приносят верующие, приходящие поклониться святой гробнице.
Однако Али Бали был послушным сыном и хорошо знал, что Коран приказывает во всех важных случаях жизни советоваться с родителями. Поэтому он ответил старику, что должен сначала съездить домой за родительским благословением и тотчас же вернется обратно.
Тогда старец Мезерех Хаджи дал ему своего осла и просил возвратиться как можно скорее.
Али Бали тронулся в путь. Но на середине пути осел вдруг упал и тут же отдал душу аллаху. Али Бали горевал недолго. Он закопал осла в землю, обложил могилу камнями, соорудив подобие гробницы. Затем он побелил свое строение и водрузил на его верхушке полумесяц. Когда мимо проезжали или проходили путники, Али Бали громко провозглашал, что в этой гробнице покоятся останки святого Нэми Кораха.
Предприятие его процветало: верующие так и льнули к гробнице нового святого. А когда некий паломник, протрезвившись за ночь, проведенную возле гробницы, оказался наутро здоровым, ее слава разнеслась далеко-широко во все стороны.
Это была опасная конкуренция для Мезереха Хаджи, сторожившего старую гробницу, у которой не так давно нашел приют и Али Бали. Когда верующие совсем перестали к нему ходить, старец сам пришел поклониться новому святому Нэми Кораху.
Как только верующие, обступившие гробницу, разошлись, старик спросил своего молодого конкурента:
— Во имя бороды пророка скажи мне, милый сын, правду: кому принадлежат покоящиеся в этой гробнице останки?
Али Бали поклонился набожному старцу и произнес:
— Тебе, мудрый старец, я поведаю всю правду. Кости, покоящиеся здесь, в земле, принадлежат твоему ослу, который сдох у меня в пути.
— Милый сын! — ответствовал ему, явно обрадованный, старый Хаджи. — И я скажу тебе всю правду: мой святой был отцом твоего святого... Он также сдох у меня в пути.


 

Заметки к публикации: 

Юмореска была напечатана в 1911 году.

В сборнике Гашек Я. Собрание сочинений в 4 томах. М.: 1985, Т.1, юмореска опубликована под заголовком "Турецкие святые" (в переводе С. Никольского) и указано место первой публикации: издание "Свет ржад" (?? "Свет звиржат", т.е. "Мир животных"??)