Я шел в половине седьмого утра с маскарада. Был туман, резкий холод пронизывал до костей. Но, несмотря на это, я решил пройтись несколько раз взад и вперед по острову. Это называется – полезная прогулка. В то же время я порядочно клевал носом. Прагу, постепенно выступавшую из паров и туманов, видел смежающимися глазами, как сквозь сон. Вдруг я стукнулся обо что‑то головой – как мне показалось, о сук. Я сердито взглянул вверх. То, что я увидел, повергло меня в ужас. Я наткнулся шляпой не на сук, а на лакированный ботинок, штиблету. Выше виднелись черные брюки. Сомнений не было: передо мной повесившийся! На мгновение мне стало плохо. Но я собрался с духом и посмотрел на самоубийцу внимательней. Прежде всего я заметил, что у него только один ботинок. Вторая штанина кончалась не лакированным ботинком, а копытом. Я посмотрел еще выше. Вывалившийся наружу длинный темно‑красный язык, на голове пара могучих рогов, между фалдами элегантного фрака ниспадает косматый хвост. Да, сомнений не было: висящий передо мной самоубийца – не кто иной, как черт!

На скамейке, стоявшей у ног самоубийцы, лежал толстый конверт с надписью: «Тем, кто найдет мой труп».

Нашел труп я. Так что я взял пакет, вскрыл его и прочел:

«Прежде всего должен поблагодарить пражскую полицию. Где бы ни случилось убийство или какое‑нибудь другое преступление, она всегда заботилась о том, чтобы виновный не понес наказания от властей, а попал бы в мои руки. Свидетельствую ей свою признательность. Знаю, что если она найдет (найдет ли только!) мой труп, то не сумеет установить мою личность до скончания веков. Поэтому сразу заявляю: я – черт! А относительно моей смерти: я совершил самоубийство.

Что же касается мотивов, то достаточно будет перечислить события последней ночи. Чтобы проверить, насколько пражане до сих пор меня боятся, я отправился в маскарад, где, как я слышал, представлены все слои пражского населения. Надел фрачный костюм, но в остальном сохранил свой обычный облик, чтоб посмотреть, какое буду производить впечатление.

Как только я вошел в зал, все схватились за животики.

– Отличная маска! – сказал кто‑то.

Я думал, что всёх испугаю, а они засмеялись.

«Напрасно я не замаскировался», – пришла мне мысль Но я все‑таки надеялся, что кто‑нибудь меня испугается и убежит. Не тут‑то было. Все открыто выражали мне свою симпатию, полагая, что я замаскирован.

В конце концов я подошел к одной старой даме, видимо, страшно набожной и явившейся в маскарад просто потому, что не подцепила ни любовника, ни женишка в другом месте.

Между нами произошел довольно оригинальный разговор.

– Мадемуазель, – сказал я, заметив, что моя маска нравится ей, – я должен разъяснить одно недоразумение: вы ошибаетесь во мне.

– Ничуть не бывало, – нежно промолвила она в ответ. – Я ошиблась только в одном человеке. Это был юрист‑практикант Штёвичек, который обручился со мной и был таков. А больше ни в ком.

– Но во мне вы все‑таки ошибаетесь, – сказал я.

– Нет, нет, – возразила она, кинув на меня огненный взгляд. – Я сразу увидела, что у вас есть характер.

– И все‑таки, мадемуазель. Маска моя – вовсе не маска, а действительность. Я в самом деле черт.

– Я не принадлежу к тем, кто придает значение званиям. У меня приличное состояние, и если ты хочешь, милый, чтоб я была твоя…

Я убежал. Мне стало страшно. Даже люди набожные больше не боятся меня, и эта монахиня 3‑го ордена святого Франциска уже готова взять меня в мужья.

Но через некоторое время успокоился. Она не боится меня именно благодаря своей набожности. Наверняка дома у нее – святая вода, ладанки и всякое такое. Я обратился не по тому адресу. Я создан не для того, чтобы меня боялись люди добродетельные, а на страх грешникам. К ним мне и надо обратиться. Тогда посмотрим.

Вскоре я нашел подходящего субъекта. Он сидел за столиком с двумя девицами, с которыми обращался более чем непринужденно. Можно даже сказать: бесстыдно. Это было то, что нужно.

– Скверные безбожники! – грозно загремел я. – Неужто вы не боитесь, что я возьму вас?

– Сделайте одолжение, – ответила одна из девушек. – Возьмите нас ужинать.

– Не напоминайте о суете, находясь перед князем ада! – сказал я.

Взрыв смеха был мне ответом.

– Это вы ловко! – заметил мужчина.

– А в аду, наверное, очень славно. По крайней мере, нет стариков и старух, которые все время отравляют жизнь.

– Вот как? – опешил я.

– Ну, конечно, – ответила она. – Что там, в аду? Скрежет зубовный… А у стариков и старух нету зубов. Верно?

Я был изумлен, но еще хранил кое‑какую надежду.

Ну, конечно, таким людям море по колено. Как же им меня бояться? Они просто не верят в меня. Что ж удивительного, что я им не импонирую? Надо найти человека грешного, но чтоб он верил в мое существование и в муки ада.

Долго ходил я по залу напрасно. Но в конце концов нашел‑таки, что искал. Там был – но, конечно, замаскированный – один из высших сановников церкви и в то же время человек светский. Я подошел к нему и сказал:

– Достойнейший монсеньер!

Он сделал вид, что не слышит.

Я, недолго думая, потянул его за рукав.

– Я обращаюсь к вам, монсеньер.

– Вы, очевидно, принимаете меня за кого‑то другого.

– Нет, нет, – ответил я. – Ошибки быть не может. Я хорошо вас знаю.

Я назвал его имя, а также имя той, которую он искал.

– Кто вы такой? – спросил он с удивлением и не без испуга.

– Вы видите, ваше преосвященство. Я не надевал маски. Это моя действительная наружность. Я черт.

Прелат громко засмеялся.

– Вы забываете, сударь, с кем говорите. Очень рад, что есть люди, которые верят в ваше существование. Но если я живу за ваш счет, это еще не значит, что я тоже верю в вас. Однако если нас приходит пугать пугало, которое мы сами выдумали, то это уж дерзость…

– Достойнейший монсеньер! – воскликнул я почти в отчаянии. – Вы не верите в меня?

– Даже в голову не приходит, – ответил веселый священнослужитель.

– Осмелюсь спросить: почему? – простонал я.

Монсеньер приступил к объяснению. В свое врёмя я читал брошюры, где доказывается, что меня, в сущности, нет, но тут я увидел, что писанием атеистических произведений должны бы заняться именно сановники церкви. Он так убедительно и подробно доказывал мне невозможность моего существования, что мне самому начало казаться, будто я не существую. Напрасно я всего себя ощупывал, мне не удалось увериться в том, что я не только призрак. Душевное состояние мое после этой беседы не поддается описанию. Словно колючий шип, терзал мне сердце мучительный вопрос: «Существую я или не существую?» И в конце концов я решил: если вся моя жизнь – только мечта, только сон, так лучше разом с ней покончить. Пусть я даже в самом деле существую, но вижу одно: в настоящее время я себя изжил. Я никому не импонирую, никто меня не боится. Никто в меня ни чуточки не верит. Кончено. Как только выйду отсюда, так повешусь. О смерти своей не жалею: она – логический вывод из всего, что я в последнее время испытал».

Я дочитал до конца и еще раз взглянул вверх. Мне показалось, что на лице повесившегося застыла гримаса глубокого разочарования.

Заметки к публикации: 

Первая публикация: «Копршивы», 2.3.1911.

Монахиня 3‑го ордена святого Франциска Речь идет о «тертиариях» – направлении внутри ордена францисканцев; тертиарии жили «в миру», обязуясь соблюдать определенные религиозные и нравственные правила.