Ученик четвертого класса Папоушск вышел на прогулку с Гаем Юлием Цезарем.
— Ну-с, мой милый, — сказал Юлий Цезарь тоном преподавателя латыни, — каковы твои успехи в латинском языке?
Они находились за городом, среди полей, и Папоушек боязливо покосился на Юлия Цезаря, который был точь-в-точь такой, как на портрете, висящем в классе: строгий, круглолицый, в тоге и сандалиях. Только на голове вместо лавров — венок из одуванчиков.
— Я занимаюсь с Тоничком Палкой, — робко ответил Папоушек, увидев на боку у Юлия Цезаря меч, которым он пронзил вождя арморигов.

Цезарь и четвероклассник

— Тоник Палка отстает, — хмуро промолвил Юлий Цезарь. — Ваш директор говорил мне, что этот мальчик не знает, когда была битва при Фарсале, в которой я нанес поражение... ну-ка, кому, Папоушек?
Бедняга испугался. Кругом поля, нигде ни души, меч Цезаря блестит на солнце, а Папоушек ничего не знает о битве при Фарсале.
— Господин Гай Юлий Цезарь, — выдавил Папоушек, спасая свою жизнь, — Тоник Палка сказал, что вы не перешли Рубикон.
— Что ж это такое?! — закричал Цезарь.— Quidnam? Хороший у тебя товарищ, нечего сказать! Я отведу его рабом в Рим и велю ликторам отрубить ему голову. Знаешь, что я сделал с Ариовистом?
— Виноват, мы этого еще не проходили, — прошептал в ужасе Папоушек. — Мы учили, что Галлия разделена на три части: quarum unam incolunt Belgae, tertiam — Aquitani — одну населяют бельгийцы, третью — аквитанцы.
— А куда же ты девал вторую?! — воскликнул Цезарь и сердито сплюнул. — Вы все бездельники. В пятьдесят четвертом году до рождества Христова я завоевал Британию и посвятил этому событию главу в своих «Записках о Галльской войне». А в тысяча девятьсот девятом году встречаю мальчишку — и таких большинство, — который, хоть убей, не помнит точной даты. Это было в пятьдесят четвертом году до рождества Христова, а не в пятьдесят третьем, как неправильно сказал вчера на уроке истории твой одноклассник Букач. За это он получил «неудовлетворительно» — и поделом. Не для того я воевал с Британией, не для того победил эдуев, белгов и арморигов, не для того победил вождя арвернов Верцингеторикса, чтобы Букач отвечал неудовлетворительно и плакал.
Говоря так, Юлий Цезарь срубал мечом одуванчики на меже, чтобы украсить ими свою голову.
Четвероклассник Папоушек в страхе глядел на Цезаря. Желая снискать его расположение, он промолвил:
— Я знаю, ваша милость, что вы однажды сказали: «Пришел, увидел, победил».
— Да, — благосклонно ответил Юлий Цезарь,— я сказал нечто в этом роде. Ты относишься не совсем безразлично к моей особе. Это мне приятно.
И он продолжал тоном преподавателя латыни:
— К сожалению, твои знания поверхностны. Если тебя спросить, в каком году я оставил Египет, ты в ответ только заплачешь. В мое время учебе не придавали такого значения, но мальчики были смышленей. Помню, я вот таким же парнишкой, как ты, убил кинжалом раба, не желавшего броситься в бассейн с кипятком. У меня был учитель риторики Марк Аврелий Гвифон: я откусил ему палец. Гуляя в Риме по форуму, я в шестнадцать лет убил другого раба, который не приветствовал меня. Дальше моя жизнь пошла дорогой славы. Я выиграл несколько сражений и в конце концов победил даже Клеопатру. А вы трусы! Когда родителям сообщают о вашей неуспеваемости, вы пугаетесь розги. Боитесь письменных работ. Стоит на вас посмотреть директору — бледнеете. Вы не заслуживаете сожаления. Надо бы выпустить вас на арену и натравить на вас преподавателей и директоров средних школ, вооруженных короткими мечами. Или чтобы ликторы публично спрашивали вас по латинскому синтаксису и ваши ответы привели учителей в ярость. Они перебили бы вас всех на песке арены за то, что вы не умеете правильно употреблять сослагательное после союза cum1 и accusatives cum infinitivo2. Некоторых из вас я бросил бы львам за неправильное употребление futurum’a ecactum’a3. Отвратительно, что твой одноклассник Винтер выдумывает латинские словечки, когда его спрашивают разные значения слова, и коверкает латинский язык. А еще позорнее то, что он ничего не знает о битве у Мунды, после которой я семнадцатого марта сорок пятого года до рождества Христова стал властелином всего Римского государства.
Юлий Цезарь выпрямился, кончив плести венок из одуванчиков с примесью листьев подорожника и богородичной травы
— Императорско-королевский школьный совет одобрил мои «Записки о Галльской войне», — сказал он. — Будь добр, передай этот венок главному императорско-королевскому инспектору школ.
Сняв с головы венок из одуванчиков, подорожников и богородичной травы, Юлий Цезарь подал его Папоушеку со словами:
— Помни о латинском синтаксисе!
И вознесся на небо.
Четвероклассник Палоушек проснулся. Напротив, на постели, посвистывая носом, спал отец; в утреннем сумраке лицо его казалось строгим. Вдруг Папоушек вспомнил, что завтра отец получит извещение о неудовлетворительной отметке по латинскому языку, уже обсуждавшейся на школьном совете.
Взгляд Папоушека упал на брюки, повешенные с вечера на стул. Четвероклассник Папоушек тихо заплакал, уткнувшись в подушку.

 

Примечания

 

1. Союз «с» (лат.).
2. Винительный падеж с неопределенным наклонением (лат.).
3. Будущего времени (лат.).

 

Заметки к публикации: 
Первая публикация: Карикатуры, 31.01.1910.
 
Публикуется по изданию: Я. Гашек. Бравый солдат Швейк в плену. М.: 1959. Перевод Н. Роговой. Илл. Е. Ведерникова.