А в ней еще более мрачная и удручающая доза сентиментальности, чем в предшествующих изделиях молодых литераторов.

 

Гудят колеса, шестерни,

Вращаясь непрерывно.

Какая мрачная тоска

В их песне заунывной!

 

И во всех этих поэмах, в стихах и прозе, во всех романах и рассказах перед читателями предстают жалкие фигуры, терпящие притеснения и без надежды блуждающие в потемках. Это – ремесленная литература, где авторы не показывают, по какой дороге должен идти народ, а только причитают над его страданиями.

Слово «страдать» присутствует на каждой странице рассказа, в каждом стихотворении. Страдает рабочий, работница и дети этих страдающих родителей. Поэты им не помогают. Но, наоборот, сами падают вместе с ними в грязь; читателям же рисуют безнадежные горизонты.

То здесь, то там появляется утренняя заря, без которой не может обойтись ни один социальный поэт. Заводские трубы, увитые кровавыми розами. Багровое небо, и вдали, над унылыми толпами рабочих, вливающимися в ворота фабрик, – дождь.

Унылые толпы – это парадный реквизит социальной литературы. Кое‑где вам обещают месть, но никогда не осуществляют ее. Случается, что такой пиит откроет стрельбу по бастующим и для проформы бросит камень в голову офицера. Но обещанной мести вы не найдете. Забастовщиков уводят в кандалах. Это один вариант.

Иной автор пишет, как фабрикант, соблазнив работницу, вышвырнул ее за дверь. Работница, естественно, плачет и сжимает кулаки. Где‑нибудь снова появляется парадная заря. Обманутая клянется отомстить и кидается в пруд, а если действие происходит на сахарном заводе – в какую‑нибудь наполненную водой яму.

Другой поэт ждет, пока работница, соблазненная и отвергнутая цинично смеющимся сыном фабриканта, родит Младенец обычно бывает мужского пола. Работница, задушив своего ребенка, вместо того чтобы задушить его отца, предстает перед судом. Этот сюжет излюблен в социальных драматургических произведениях. Далее все зависит от поэта. Либо он заставит присяжных осудить жертву‑душительницу, либо оправдает ее. Решает тут авторская индивидуальность: то есть отрывал ли поэт в детстве мухам лапки или нет. Если он чувствителен, то освобождает обвиняемую, и она, рыдая, покидает сцену.

А вот еще одна излюбленная тема социальных стихотворений: шахтер рубает уголь, и кусок породы обрушивается на него. Перед тем, как отдать богу душу, он вспоминает о своей жене. Этим стихотворение и заканчивается. В нем ничего не говорится о том, что нужно наконец расквитаться с эксплуататорами пролетариата.

Пролетариат в этих стихах не более чем марионетка в руках поэта, а вместе с тем и в руках капиталистов, о которых поэт пишет.

Пролетариат вздыхает, пролетарии с грустными улыбками бродят по фабрикам.

 

Идет рабочий по цехам угрюмыми шагами.

К нам, друг, скорей!

Поговори, засмейся грустно с нами.

 

Грустные улыбки. И грустное повествование.

 

Уголь в шахте мы рубали,

Далеко вверху земля,–

Про нее мы вспоминали,

Про ее луга и дали,

Чистый воздух и поля…

 

Рабочие разговаривают о том, как холоден уголь, как он осыпается им на головы и как в это время шахтовладелец наверху, в замке, пирует среди зелени деревьев. Но о том, чтобы рабочим подняться наверх, в эту зелень деревьев, и взять то, что им принадлежит, что отнято у них пирующими, – об этом поэты не поют.

 

Над трубами заводов дым.

Я кровью харкаю.

Но жду я бурю всей душой

И песню жаркую.

 

Ждут поэты, а с ними – рабочие и читатели.

Социальная литература должна обращаться к душам тех, кого она воспевает. А она говорит им об одном только ожидании. Вот‑вот забрезжит алая заря.

 

Мы ждем и верим: нас разбудит

Багряно‑розовый рассвет.

 

Но выходит второе издание тех же стихотворений и опять:

 

Мы ждем и верим: нас разбудит

Багряно‑розовый рассвет.

 

Колыбельная все время повторяется. Мне это кажется похожим на: «Спи, малютка, спи, глазоньки сомкни. Будет бог с тобою спать, ангел колыбель качать, спи, малютка, спи».

В социальных стихотворениях поэты препоручают народ великой заре и убаюкивают его вместо ангелочков.

 

Усталость в темных улицах блуждает,

Когда в изгибах крыш струится ночь.

 

В социальных стихах много усталости, которая блуждает из строки в строку. Много грез выдумали социальные поэты.

Горизонт затянут тучами. Толпы отчаявшихся полегли под пулями. Крики подавлены.

 

Когда злой ветер фонари качает,

Голодным – лишь зубами скрежетать.

Наверняка кому‑нибудь сегодня

Труп сына волны вынесут опять.

 

Голодные люди ходят по улицам и скрежещут зубами, но у них не хватает смелости взять кусок хлеба. Почему? Этого не желают поэты. Если бы все люди насытились, такому поэту не о чем было бы писать. По его мнению, слово «пресытившийся» или «насытившийся» не годится в стихотворение. Впрочем, социальные авторы сами обречены на ту же судьбу, что и народ, о котором они слагают стихи:

 

Сижу я над обрывом, лоб в ладонях,

И на восток гляжу… Во мраке вьются

Зарницы дальние: то малых душ порывы,

То искры взрывов малых революций.

 

Социальные поэты сами не знают, чего они хотят:

 

Я хочу только выплакать душу

И сложить тебе песню, народ.

 

Это хоровод, который начинается грустью и вокруг грусти кружится.

 

Вам, сынам кратеров черных,

Вам, на севере, в душных могилах труда,–

Вам песнь боли, вам песнь печали.

 

Так говорит поэт, который в конце концов сам о себе поет, что он –

 

Загубленная жизнь, души обломок,

Отродье бедняков, отродье нищеты.

 

Он поет лишь убогие песни, потому что иные песни не подойдут убогой хате.

Поет песни с ритмом болезненным, как тягостная жизнь тех, кому они посвящены.

Сплошные тяготы жизни, сплошные слезы, сплошное хныканье, – и это читается преимущественно рабочими. Такая литература воспитывает из них плаксивых баб, единственное утешение которых – воспоминания, слабая надежда, что когда‑нибудь все же настанет какая‑то новая заря. А покамест их жены, по собственным словам поэтов, «дают миру новых рабов»…

Когда наконец мы услышим песни без фраз, когда наконец прочтем социальный рассказ без вечного хныканья и увидим на наших сценах настоящую социальную пьесу – пьесу о победоносном восстании, песню мятежа, гимн побеждающего пролетариата, а не смехотворную дребедень вроде социального стихотворения в жалком майском номере социал‑демократов – «Сон павшего героя 48‑го года о всеобщем избирательном праве…»

Заметки к публикации: 
Первая публикация: «Комуна», 26.4.1907.
 
«Гудят колеса, шестерни», «Уголь в шахте мы рубали»... — Обе цитаты взяты из собственных сборников Гашека: «Майские выкрики» и «Непериодическое издание» (1903). Таким образом, Гашек в своих сатирических очерках иронизирует и над самим собой.